Напомним, 25 ноября пользователи Казнета сообщили, что на территории нашей страны не открывается сайт ВОЗ. В этот же день эту информацию подтвердили в Талгарском районном суде.
«Согласно вынесенному решению Талгарского районного суда от 14 октября 2022 года, по рассмотренному гражданскому делу по заявлению прокурора Талгарского района (в интересах государства), выступившего с требованием о признании продукции, размещенной в иностранных средствах массовой информации, интернет-ресурсах, незаконной и приостановлении ее распространения на территории республики», – сообщили в пресс-службе суда.
Судом установлено, что в нескольких интернет-ресурсах, а также на сайте ВОЗ в открытом доступе размещены «сведения о методах, способах и рекомендациях суицида».
«Учитывая всеобщую доступность интернета гражданам, в том числе пользователями которого являются несовершеннолетние дети и молодежь, данная информация представляет опасность в формировании неблагоприятной общественно-социальной ситуации… Принимая во внимание, что одной из высших ценностей в Казахстане признан человек и его жизнь, а на распространяемых интернет-ресурсах содержится информация о способах лишения жизни человека, побуждающая к намеренному лишению собственной жизни, заявление прокурора подлежало удовлетворению», – рассказали в пресс-службе суда, уточнив, что решение вступило в законную силу.
Накануне, 7 декабря, министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали в кулуарах Мажилиса высказался о блокировке сайта, отметив, что этот вопрос находится под контролем министерства, а сам сайт постараются разблокировать.
«Нам от Талгарского суда пришло решение, и автоматически сайт заблокировали. Мы направили по этому поводу письмо в Талгарский суд, чтобы вновь рассмотреть вопрос по блокировке. Когда получим ответ от суда и прокуратуры, мы постараемся как можно скорее разблокировать сайт Всемирной организации здравоохранения», – сказал глава Министерства информации.
Но давайте все же разберемся: что представляет из себя Всемирная организация здоровья, кто ее финансирует, почему мы прислушиваемся к ее советам, и, собственно, за что ее критиковали?
ВОЗ, призванная заниматься здравоохранением в мировом масштабе, заработала 7 апреля 1948 года (теперь это — Всемирный день здоровья) в составе Организации Объединенных Наций.
«Всемирная организация здравоохранения работает во всем мире для укрепления здоровья, обеспечения безопасности и защиты уязвимых групп населения. Наша цель в том, чтобы обеспечить еще миллиарду людей лучшее здоровье и благосостояние», – именно так ВОЗ определяет свою миссию.
В составе ВОЗ — 194 страны. Ее штаб-квартира находится в Женеве, а по миру еще шесть региональных и 150 национальных представительств, где работает не менее 7000 сотрудников.
О ВОЗ в мире слышат преимущественно тогда, когда она объявляет ЧС в области здравоохранения, как это было 30 января 2020 года из-за коронавируса, и раньше — в 2009-м из-за свиного гриппа, в 2014 и 2019 годах — из-за вируса Эбола. Во время чрезвычайных ситуаций организация становится центральным координирующим органом, который разрабатывает программы по сдерживанию и искоренению болезней и дает рекомендации странам-участницам.
Блокировка сайта ВОЗ в Казахстане: что происходит
В более спокойные же времена ВОЗ проводит борьбу с такими болезнями, как малярия и полиомиелит, оказывает помощь по всему миру, а еще задает глобальные тенденции и устанавливает нормы в области здравоохранения. Особенно значение организации ощутимо в бедных странах Африки, Ближнего Востока и Южной Америки, где она, в частности, следит за вакцинацией населения и соблюдением санитарии.
Кто и как финансирует ВОЗ?
Финансирование ВОЗ — это членские взносы стран-участниц, которые рассчитывают в соответствии с количеством населения и благосостоянием страны. А также добровольные взносы частных лиц, благотворительных фондов, неправительственных организаций, которые различаются из года в год.
Крупнейшим финансовым донором ВОЗ, по данным за 2020 год, являются США, на чьи взносы приходится почти 15 % финансирования, на втором месте — Китай. В 2019-м США выделили ВОЗ около $553 млн, КНР — почти в десять раз меньше.
Также традиционно среди стран, которые платят наибольшие взносы — Великобритания, Япония и Германия. А в 2016-2017 годах вклад Фонда Билла и Мелинды Гейтс составил почти $650 млн и был вторым крупнейшим после США.
Критика ВОЗ
Казахстан оказался далеко не единственной страной, у кого деятельность ВОЗ вызвала те или иные вопросы.
Значительным нареканиям деятельность ВОЗ подверглась в связи с ситуацией вокруг свиного гриппа в 2009 году, который в Совете Европы охарактеризовали как «медицинскую аферу». Тогда ВОЗ настаивало на массовой иммунизации населения. Только в России на закупку вакцины от несуществующей пандемии было потрачено 4 млрд рублей, в США невостребованными оказались 138 млн доз вакцины. В ЕС прибыль фармацевтов достигла 7 млрд евро. Организацию заподозрили в сговоре с фармацевтами Roche Holding.
К периоду после пандемии критики утверждали, что ВОЗ преувеличивала опасность, распространяя «страх и путаницу», а не «немедленную информацию». Отраслевые эксперты возразили, что пандемия 2009 года привела к «беспрецедентному сотрудничеству между мировыми органами здравоохранения, учёными и производителями, что привело к наиболее всеобъемлющему ответу на пандемию, когда число вакцин было одобрено для использования через три месяца после объявления пандемии. Этот ответ был возможен только благодаря обширной подготовке, предпринятой в течение последнего десятилетия».
Врачи без границ подвергли критике в 2015 году ВОЗ за игнорирование угрозы лихорадки Эбола.
Минздрав России и Роспотребнадзор в 2018 году раскритиковали доклад ВОЗ об эпидемии СПИДа в России, сочтя содержащиеся в нём данные необоснованными и завышенными.
Активнее всего ВОЗ в 2020 пандемийном году критиковали США. Вашингтон заявил, что ВОЗ не поспешила должным образом отреагировать на чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения, похвально отзывалась о Китае, когда его, наоборот, следовало раскритиковать, и была причастна к совместному с Пекином преуменьшению масштабов вспышки, способствуя ее распространению.
Весной 2020 года тогдашний президент США Дональд Трамп приостановил финансирование ВОЗ на 400 миллионов долларов, заявив, что организация ориентирована на Китай, которому должны грозить последствия, если он был «сознательно ответственен» за эту пандемию.
Этот шаг Штатов фактически оставил организацию без ее крупнейшего спонсора.
Госсекретарь США Майк Помпео тогда заявил, что ВОЗ как регулирующий орган явно не смог заставить государства-члены отвечать по обязательствам: быть прозрачными и готовыми оповещать мир о чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения. Он также сказал, что у ВОЗ есть «две основные функции» — функция регулятора и советника, а также субъекта «по оказанию чрезвычайной медицинской и гуманитарной помощи, помимо всего прочего».
Более того, по утверждениям Помпео, организация явно не справилась с обеспечением соблюдения требований, изложенных в Международных медико-санитарных правилах, которые вступили в силу в 2007 году и которые обязывают государства-члены предоставлять ВОЗ «своевременную, точную и достаточно подробную информацию о здравоохранении».
В основном критика в адрес ВОЗ касается того, что у некоторых стран есть в ней большее влияние, чем у остальных. После 2013 года ВОЗ часто критиковали за то, что региональные отделения организации не имели достаточной автономии для оперативного реагирования на эпидемию Эбола. А теперь — что организация вовремя не отреагировала на вспышку коронавируса и объявила чрезвычайную ситуацию только с третьей попытки.
«Декларации ВОЗ принимались слишком поздно, более оперативные решения могли бы мобилизовать правительства на борьбу с коронавирусом быстрее. Координировать мероприятия в ответ на эпидемию во всем мире ВОЗ не удалось: четко наблюдался недостаток глобальной солидарности в борьбе с пандемией. Это показало пределы влияния ВОЗ. У нее был план, но мало какие страны его сразу же поддержали», — подчеркивает The New York Times.
Австралия тоже критиковала деятельность ВОЗ и собиралась пересмотреть размер своего членского взноса после пандемии. Премьер-министр страны Скотт Моррисон также отметил, что «Австралия не полагается на советы мирового органа здравоохранения в борьбе со вспышкой COVID-19».
Государственный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл также в 2020 году раскритиковал решение Всемирной организации здравоохранения, которая включила Швецию в число стран, которым грозит вторая волна коронавируса.
Кроме того, в ВОЗ длительный конфликт с Тайванем, независимость которого от Китая организация, как и большинство стран мирового сообщества, не признает. Тайвань обвинил ВОЗ в том, что из-за позиции Китая его исключили из важных обсуждений, посвященных пандемии коронавируса, поэтому он не мог получать актуальную информацию о болезни, что поставило здоровье населения под угрозу. А глава ВОЗ, эфиоп Тедрос Адханом Гебреесус, в апреле 2020 года рассказал, что из-за этого получает от тайваньцев «расистские оскорбления» в свой адрес.