Без дедовщины: лекарство против насилия и жестокости в армии наконец-то найдено - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Без дедовщины: лекарство против насилия и жестокости в армии наконец-то найдено

Без дедовщины: лекарство против насилия и жестокости в армии наконец-то найдено

На расширенном заседании Комитета по обороне и безопасности Мажилиса Парламента во главе с Айгуль Куспан снова было жарко - выступающие скучать не дали никому.

  • 8 Декабря 2022
  • 3100
Фото - Caravan.kz

Представители Минобороны, КНБ, Национальной гвардии, Генпрокуратуры, Комитета солдатских матерей и дипломированные психологи предлагали кардинальные меры по искоренению дедовщины в армии.

Корреспондента медиа-портала Caravan.kz вместе с действующими генералами и полковниками тоже пригласили высказаться по этой злободневной теме. 

Невооруженным взглядом было видно, что Айгуль Куспан в активном поиске лекарства против насилия в армии, жестокого обращения, унижения чести и достоинства среди военнослужащих. Она так же, как и все члены возглавляемого ею Комитета, понимает, что медлить с решением этих жизненно важных вопросов для армии нельзя. В условиях участившихся региональных и локальных конфликтов в мире, нестабильной геоэкономической ситуации социальная защищенность военнослужащих, укрепление дисциплины и повышение уровня боеготовности приобретают особую актуальность и значимость. И она, как женщина, как мать, переживает за ситуацию в армии по-особому, пытаясь ускорить решение накопившихся проблем.

— Нам необходимо совместными усилиями выработать практические меры по реализации поручений главы государства о повышении социального статуса военнослужащих и престижа воинской службы, — заявила Айгуль Куспан в начале заседания.

Предоставляя слово для выступления мне, как специальному корреспонденту, председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента отметила, что абсолютно все публикации в «Караване» на армейскую тематику носят, на ее депутатский взгляд, «объективный характер и имеют свою значимость, так как отражают реальную картину происходящего в нашей армии».

Выступление мое было коротким, а тезисы взяты из жизни простых офицеров, которые на службе с подъема до отбоя. По ряду объективных причин они сами не могут открыто говорить о своей службе и жизни в военных городках. Не устав запрещает это делать, а внутренние инструкции. За резкие, но справедливые высказывания слишком разговорчивых офицеров или контрактников могут запросто занести в «черный список» — и тогда прощай, военная карьера. Потому по-нашему, по-десантному, я добровольно вызвался взять огонь на себя.

Восхищаясь какими-то действиями наших бойцов на учениях, Международных армейских играх или, наоборот, критикуя в репортажах некоторых командиров за их бездействие в ходе повседневной деятельности, я, как военный журналист, руководствуюсь всегда одним главным желанием – открыть глаза тому, кто не равнодушен к различным ситуациям в армейской среде. Кто переживает за боеготовность нашей армии, особенно если ее уровень падает. Кто переживает за дисциплину, когда происходит ее резкое ухудшение. Когда в мирное время приходится терять молодых солдат. К этому невозможно привыкнуть и тем более смириться.

Думаю, что настало время на законодательном уровне сделать так, чтобы воспитательной работой как таковой занимались все офицеры без деления на категории "командир" или "заместитель по идеологии". За все должен нести персональную ответственность именно командир-единоначальник, значит, и воспитанием личного состава должен заниматься тоже именно он — командир. В воспитании главное — забота о солдате. Его не нужно жалеть – его нужно беречь. Накормить, одеть, обуть, научить военному делу, спать положить в теплую казарму. Обеспечить всем, чем положено, а уже потом требовать и жестко спрашивать. А это как раз главная задача командира, так как в его руках сосредоточена вся власть. Армия не институт благородных девиц. И не какой-то мужской клуб, где учат правильным манерам и как женщинам руки целовать, кружа их в вальсе. В армии должна быть одна наука — как за год службы научить солдат-срочников мастерски овладеть оружием и боевой техникой, а не как играть роль защитника Отечества на сцене. Армия — не театр художественной самодеятельности. Слово «театр» в армии применимо только в одном случае – театр военных действий – ТВД.

Какой я вижу выход? И что об этом думают действующие офицеры, с которыми мне приходится общаться ежедневно при подготовке репортажей из войск? Отвечу коротко. Очень хотелось бы, чтобы при штабах воинских частей заработал аналитический отдел, который бы собирал, обобщал информацию и делал правдивые выводы. Хорошему командиру нужны достоверные и правдивые факты и цифры, а не приукрашенные доклады заместителя по воспитательной работе. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Надо прекратить практику замалчивания даже мелких происшествий в армейской среде. Не наказывать младших командиров за правдивый доклад, а помогать им управлять подчиненным личным составом. Одно ведь дело делаем. К войне готовимся, если что, к отражению агрессии извне.

Уважаемые депутаты, тайну не открою, да вы и сами хорошо знаете, что в мужском коллективе без драк и стычек не бывает. Люди молодые — кровь горячая. Мы в свое время с командиром отдельного десантно-штурмового батальона боксерские бои проводили прямо в казарме. Заметим враждующих или косо смотрящих друг на друга солдат – перчатки им в руки и на ринг. Пусть таким образом выпускают пар под нашим контролем, а не стихийно ночью в туалете. Да, синяки бывали на лицах десантников и ссадины на теле. Не без этого. Но это, подчеркиваю, происходило под неусыпным контролем со стороны офицеров и военных медиков. Сейчас это делать воспрещается. Особисты сами назначают себе информаторов из числа солдат срочной службы. Сотовые телефоны им в руки выдают. Получается, что натуральным крышеванием занимаются. Никому нельзя, а стукачам можно. Если поймают такого информатора с телефоном, то его те же оперуполномоченные КНБ отмазывают у командира, защищают. Мешают тем самым командиру подразделения решать учебно-боевые задачи. Сплачивать воинский коллектив. Получается, что у нас как бы не командиры, а временщики кругом в армии. Сокрытием мелких правонарушений вынуждены заниматься офицеры, лишь бы на должности усидеть. Особисты давят морально и физически. Ну когда такое было в армии?

Надо, чтобы командир сам отвечал за воспитательную работу в войсках, а не его заместитель по идеологии. Думаю, что уже нет необходимости готовить офицеров воспитательных структур как-то отдельно. Тратить на это государственные деньги. Пусть грамотных командиров-единоначальников будет больше в армии. Из них и подбирать на соответствующие должности по работе с личным составом достойных офицеров. Только без блата назначать, без протекции. Все должно быть честно и открыто. Пример этому есть. Нынешний командующий ДШВ генерал-майор Алмаз Джумакеев. И командиром он был, и воспитателем, даже начальником Управления воспитательной работы. Справлялся успешно с этим непростым участком работы, несмотря на то, что не обучался этому как-то специально. Теперь он снова на сугубо командирской должности – командующий ДШВ. Зная этот участок работы, он сам правильно и со знанием дела организует всю воспитательную работу. Значит, вывод правильный сделан. Из командирского звена следует назначать воспитателей. Как это происходит в погранвойсках и у военных летчиков.

Второе, о чем хотелось бы сказать в поддержку наших военнослужащих. Необходимо, как уже говорил генерал-полковник Руслан Жаксылыков на выездном заседании Комитета по обороне, поднять заработную плату военнослужащим и сделать так, чтобы денежное довольствие сотрудников силовых структур не отличалось бы так сильно от зарплаты военнослужащих в армии, как это происходит сейчас. У них у всех одна задача, связанная с выполнением долга перед родиной. Значит, и оцениваться она должна адекватно, чтобы не было обид среди офицеров различных структур.

До выступления на этом заседании я опросил многих действующих офицеров и побеседовал с теми, кто ушел в запас с воинской службы. Все как один утверждают, что в армии буквально все упирается в деньги. Неадекватного нерадивого контрактника не напугаешь увольнением. Он говорит: «Да ладно, без проблем, увольняйте, я на гражданке больше заработаю». Нет сейчас такого в армии, чтобы за должность держались. Ценили чтобы свое рабочее место. В рыночных условиях и при повышении цен все упирается именно в заработную плату. Сейчас у рядового контрактника 100 тысяч тенге, максимум 120 тысяч. У самого высокооплачиваемого 180 тысяч тенге. Средняя заработная плата по Казахстану гораздо выше. Она уже превышает 312 тысяч тенге ($ 685) в этом году. А контрактники стойко переносят все тяготы и лишения всего за 120 тысяч. Выживать приходится этой категории военнослужащих. Подрабатывать на трех работах они права не имеют, как гражданские. С подъема до отбоя им в части приходится находиться. Даже выплата так называемых квартирных денег уже не спасает. Аренда выросла. Из-за низкой зарплаты идет большой отток специалистов, особенно летчиков-истребителей. Наблюдается отток кадров в другие сферы.

Несмотря на то, что Министерство обороны проводит целенаправленную работу по улучшению социального благополучия военнослужащих и с 2020 года идет поэтапное увеличение денежного довольствия, проблем все равно еще много. Сегодняшний уровень заработной платы военнослужащих и имеющиеся социальные льготы не в полной мере обеспечивают их потребности с учетом интенсивности деятельности и риска, с которым сопряжена воинская служба. Назрела острая необходимость совершенствования системы оплаты труда и социальных гарантий военнослужащим и членам их семей. В сравнении с гражданским сектором не в лучшем положении находятся военные медики, гражданские преподаватели военных вузов и служащие Вооруженных сил. Свежие данные по заработной плате у нас в Казахстане вам, уважаемые депутаты, конечно же, известны. Максимальная заработная плата была в области консультирования — 1 млн 953 тысячи тенге, наименьшая — у домашнего персонала (50 тысяч тенге). Больше 1 млн тенге за месяц смогли заработать специалисты в таких сферах, как высший менеджмент, информационные технологии, строительство и недвижимость, салоны красоты, банки, инвестиции и лизинг… И только у военных все по-прежнему на самом низком уровне. Командир бригады, полковник, опытный офицер, рискующий жизнью, получает чуть больше 320 тысяч тенге в месяц. Служащий – 150 тысяч тенге. Разве это справедливо?

Надо поднимать авторитет военнослужащих. Хорошо, что для солдат-срочников вводится бесплатное обучение в университетах и институтах. Кредитные каникулы еще надо ввести для этой категории лиц. Об этом постоянно говорят в Комитете солдатских матерей. Лилия Хайруллина поднимает тему. Банки не обеднеют. Необходимо, чтобы для контрактников ввели льготы и для офицеров, чтобы они могли развиваться. Личностный рост чтобы был. Чтобы они сами себя стали уважать. Жердің сәні — егін, ердің сәні — білім, что в переводе на русский язык означает: "Землю украшают нивы, человека — знания".

Хотелось бы, чтобы контроль со стороны надзорных органов был не такой агрессивный, как сейчас. Проверяющих в войсках море: военная полиция, прокуратура, оперуполномоченные КНБ. Они не помогают зачастую, а наоборот, грузят командиров на деньги. Обстановка нагнетается. Офицеры говорят: «И так в армии все напряжно ходят, а тут еще прокуратура давит. Все навязывают свою волю». Значит, надо подсократить это. Пусть командиры сами принимают решения, а пока руки у них связаны. Ротный командир не может самостоятельно принять решение — оглядывается на прокурора. Ломаем своих же командиров, которые хотят и могут сделать настоящий коллектив каждый на своем участке – взводе, роте, батальоне. Солдат выполнил приказ командира, открыл огонь на поражение и отправился в тюрьму

К уважаемым депутатам обращаюсь в том числе и от имени ныне служащих офицеров. Сделайте так, чтобы в войсках было как можно меньше бумажных отчетов и планов. В войсках, помимо ежедневных, еженедельных, ежемесячных и годовых планов, есть еще совместный план со структурами, план по укреплению воинской дисциплины, план по предотвращению суицидов, план проведения индивидуально-воспитательной работы. План декад, еще ежемесячно приходит, говорят офицеры. И ко всем планам нужен отчетный материал об исполнении каждого пункта. Можно же все в один план на год забить. Живую индивидуальную работу командирам проводить со своим личным составом нет ни времени, ни сил.

Еще важный вопрос, на наш взгляд, необходимо держать на постоянном контроле – организацию солдатского питания. Сейчас идет тендер, зачастую информация искажается, чтобы одни компании выставить в черном свете, а другие на этом фоне как-то приподнять. Много нечистоплотных лоббистов появляется в армии. Так не должно быть. Министр обороны принимает меры в связи с этим. Комитет солдатских матерей во главе с Лилией Хайруллиной получил разрешение участвовать в тендере в качестве наблюдателей, но для наведения порядка этого недостаточно, я думаю. Пусть и журналисты принимают в этой работе участие. К нам ведь тоже стекается вся достоверная информация от солдат и их родителей. Денежное довольствие, жилищное обеспечение и качество питания – от этих и многих других составляющих социального пакета зависит удовлетворенность военнослужащих условиями службы, благополучие личного состава и их семей. А значит, и состояние воинской дисциплины и правопорядка в армии.

Крик депутатской и офицерской души

На расширенном заседании Комитета было много выступающих. Все старались говорить по делу, четко обозначая, что именно необходимо предпринимать, чтобы искоренить наконец-то в армейской среде грубость, насилие и преступления различного плана. Слово «дедовщина» офицеров коробит. Утверждается на всех уровнях, что нет ее в войсках, как бывало раньше. Совсем нет. Что лекарство против казарменного хулиганства найдено. Начальник Департамента воспитательной и идеологической работы генерал-майор Серик Бурамбаев сделал обстоятельный доклад по этой теме. Интересным было выступление кандидата психологических наук Гульжан Бесетаевой, секретаря Комитета Юлии Кучинской, депутатов Константина Авершина, Артура Платонова, Кудайбергена Ержана, Айдоса Сарыма. Все говорили о наболевшем и о том, как сделать службу в армии не только привлекательной, но и значимой во всех отношениях.

— В Национальной гвардии одним из современных направлений в профилактике негативных процессов в воинских коллективах является вовлечение военнослужащих срочной службы в процесс создания медиаконтента — социальных и военно-патриотических роликов, флешмобов, акций для социальных сетей и различных интернет-ресурсов, — сказал полковник Нацгвардии Арман Бутанов. — С одной стороны, это лепта в общее дело позитивного таргетирования образа защитника Отечества и привлекательности воинской службы, а с другой – непосредственно влияет на сплочение воинских коллективов и создание здорового морально-психологического климата в подразделениях. Мы организовали и провели необычный конкурс в социальной сети TikTok. Участники конкурса должны были рассказать о своей службе посредством небольшого ролика. По итогам конкурса победитель и призеры были приглашены в Астану, где были награждены дипломами и денежными призами: рядовой Евгений Черкашин (в/ч 6679 г.Павлодар), рядовой Али Габдикарим (в/ч 5511 г.Семей), курсант Алдияр Тлеукабыл (Академия Национальной гвардии г.Петропавловск). Кроме того, 16 авторов других видеороликов за активное участие в конкурсе отмечены благодарственными письмами. Данные ролики были опубликованы на официальной странице Национальной гвардии в социальной сети TikTok. Очень интересно получилось и полезно. Предлагаю это дело продолжать.

От Комитета солдатских матерей слово для выступления предоставили Лилии Хайруллиной: «Главное, что хотелось бы сказать сегодня и на что попросить уважаемых депутатов обратить внимание — так это на необходимость увеличения денежного довольствия всех военнослужащих. Они все должны получать достойную зарплату, а солдаты срочной службы — достойное денежное довольствие. Военнослужащие нашей армии не должны быть бедными. Предлагаю также ужесточить ответственность командиров всех рангов за допущенные факты насилия, жестокого обращения и унижения чести и достоинства среди военнослужащих, а также поощрять тех командиров, в чьих частях и подразделениях не были допущены такие факты. Усилить профилактические меры по данному вопросу, это беседы с личным составом психологов, анонимное анкетирование, тренинги. Организовать центр по контролю видеонаблюдения во всех в воинских частях с учетом слепых зон. Обеспечить возможность их просмотра через мобильное приложение уполномоченными лицами, такими как военная полиция, военная прокуратура и представители нашего комитета. Я думаю, что для решения данной проблемы необходимо усилие всех государственных органов и общественных объединений, начиная от семьи и школы, где надо учить детей доброте, милосердию и состраданию по отношению к другим людям…»

По итогам этой двухчасовой встречи председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Айгуль Куспан приняла решение о подготовке и направлении в правительство рекомендаций по улучшению социального обеспечения военнослужащих. Тезисы абсолютно всех выступающих из народа в эти депутатские рекомендации легли.

Медиа-портал Caravan.kz продолжает подготовку репортажей на армейскую тему. В войсках в связи с началом нового учебного года идет неделя боевой готовности. Наши корреспонденты с разрешения министра обороны — в гуще событий на полигонах и в учебных корпусах.