«Генерал мороз» потребует от обеих противоборствующих сторон совершенно других навыков ведения боевых действий и выживания. Медиапортал Caravan.kz, опираясь на мнения независимых военных экспертов, постарался разобраться, что же происходит сейчас на линии фронта. Смогут ли украинская или российская армии наступать в ближайшее время? Или противники будут накапливать силы для активных действий предстоящей весной?
— Зимой воевать намного тяжелее, чем летом, это аксиома. Не надо даже сомневаться и доказывать, что обе стороны сейчас занимаются решением новых глобальных проблем, связанных с низкими температурами, нелетной погодой, выпадением осадков и прочими особенностями зимнего периода, — комментирует специально для медиапортала Caravan.kz полковник Ахмет Алимжанов. — Мы видим это и в своем офицерском кругу постоянно анализируем ход боевых действий в Украине.
По словам военного эксперта, колоссальные трудности испытывают как российская армия, так и ВСУ. Он считает, что характер боевых действий этой зимой также будет обусловлен и другими факторами — высвобождением войск из-под Херсона, где линия фронта теперь пролегает по естественной преграде — реке Днепр, и провальной мобилизацией, организованной РФ этой осенью.
— Судя по оперативным сводкам, сейчас там наблюдается некоторое затишье. Но что, на ваш профессиональный взгляд, будет дальше происходить, когда завершится перегруппировка войск и резервы окажутся на местах? Когда земля промерзнет основательно и лед на Днепре встанет прочно?
— На большей части Украины преобладает умеренный климат, но зимой там бывают очень сильные морозы и много снега, особенно на востоке и северо-востоке страны. Мы изучили статистику трех регионов — Харьковской, Донецкой и Херсонской областей, которые фигурируют в военных сводках в последние две недели. Данные украинского метеорологического сервиса «Метеопост» тоже подтверждают, что в трех этих регионах средние температуры декабря, января и февраля будут находиться далеко ниже нуля…
По своей службе в армии и участию в широкомасштабных учениях в том регионе тоже хорошо знаю, что в Украине южная часть — все равно что бильярдный стол. Там нет холмов, сплошная равнина. От Николаева и до Херсона идет ровное поле, и лесопосадок мало. Луганская область — Соледар, и где сейчас идут бои — там наоборот, холмы, овраги, реки, балки. Под Донецком вообще — поле, степь, разрушенные села. Получается, что театры боевых действий совершенно разные. Еще и погодные условия зимой сильно разнятся. Если Мариуполь и Херсон, то — море и влажно. Если Донецк, то очень ветрено и промозгло… Как воевать в таких условиях?
«Генерал мороз» опасен для всех
Неудачи некоторых зимних военных кампаний генералы пытаются списать на то, что одна армия как бы более устойчива к морозам, чем другая. Вспомнить хотя бы поход Наполеона в 1812 году в Россию или битву за Москву в 1941 году. Многие историки списывают на то, что одна сторона воевала «в привычных зимних условиях, а другая столкнулась с ними впервые». Как те же гитлеровцы под Москвой. Однако у этого тезиса есть слабое место – «генерал мороз» никогда не воюет на чьей-либо стороне, он одинаково опасен для всех.
— На самом деле вопрос не столько в том, насколько привычными были морозы для тех или иных армий, а скорее, в материальном обеспечении и подготовке все дело, — продолжает Ахмет Алимжанов. — Соответствующая тактическая подготовка и правильное использование зимней экипировки важнее привычки жить в определенных климатических условиях, будь то тропический лес, пустыня или зимняя степь. Нет ничего более катастрофического, чем плохо обученные люди на поле боя зимой. Если кратко, то подготовка солдат к зимней войне должна включать использование и уход за одеждой и снаряжением, использование снега для укрытия и защиты, а также развитие умения выживать и перемещаться по заснеженной местности. Главное отличие войны зимой в том, что от солдат и офицеров на передовой требуется не только обладать определенными тактическими навыками, но и умение выживать в условиях низких температур. То же самое относится и к оружию, одежде, аппаратуре, технике и вообще ко всему, что имеет значение на войне. Они тоже должны соответствовать сезону. Мороз, снег и ветер могут убить так же, как пуля или осколок.
— Согласен с вами. Порой важными становятся совершенно неожиданные вещи, как, например, обычная вода. Опасность обезвоживания на холоде может быть большей, чем в жару.
— Потому что солдат меньше чувствует жажду, а его организм теряет влагу сильнее? Это вы хотели сказать? Добавлю к сказанному вами — снег не может полноценно заменить воду, и это тоже приходится учитывать в снабжении войск. Доставлять воду на передовую зимой может быть даже важнее, чем летом.
— В армиях мира вообще существуют какие-либо специальные программы подготовки к зиме? Или соответствующие инструкции, наставления, правила? Наверняка вы помните как нам в НВВПОУ перед крупномасштабными зимними учениями овчинные тулупы выдавали?
— Конечно, помню! Но времена с тех пор кардинально изменились. Насчет каких-то зимних программ говорить не стану, но то, что в ВСУ есть четкое понимание, как именно надо воевать предстоящей зимой, знаю. Созваниваюсь с некоторыми воюющими генералами, хорошо знаком с ситуацией на фронте не понаслышке. Опыт у ВСУ имеется. Есть те же люди, которые несколько лет уже сидят без света под Мариуполем, в Широкино, в Павлополе… Они прекрасно знают и понимают как надо копать окопы зимой, как ползать так, чтобы не оставлять след на снегу, как правильно ходить по лесопосадкам. Бойцы пережили зимы на передовой с буржуйками и генераторами. Поверьте мне, украинцы научились воевать зимой, и обеспечение у них на сегодняшний день лучше, чем в российской армии. Повторяю — украинская армия сейчас готова к зиме гораздо лучше.
Действительно, мобилизованные, которыми российская армия старается заполнить нехватку личного состава на передовой, судя по многочисленным видеообращениям, которые записывают они сами и их родственники, часто вынуждены за свой счет закупать одежду и даже средства защиты. Но и это снаряжение у них отбирают на местах сбора, конфискуют без лишних разговоров. "Россия не навалилась всей своей мощью на Украину": что происходит на войне
— Войска РФ переживут эту зиму гораздо хуже, чем прошлую. У них всегда было очень плохо с экипировкой. На видеокадрах даже видно, что их солдаты — как бомжи. Не поймешь сразу, гражданские люди там воюют или военные. ВСУ сейчас много униформы хорошего образца поставляют западные партнеры. В сентябре о таких поставках заявила Бельгия, в начале октября Канада объявила, что поставит в Украину 400 тысяч единиц различных предметов зимней одежды. Десятки тысяч зимних курток, брюк и шапок тогда же пообещала поставить Германия. 35 тысяч комплектов зимней формы передала Литва, 25 тысяч — Великобритания. Одеяла и теплую одежду поставлял Израиль, Финляндия. О поставках в Украину теплой зимней одежды сообщали и на брифинге в Пентагоне. Но главное — там есть народ, который защищает свои земли. Если у солдат чего-то нет в армии, то им народ всё, что надо, соберет. Лозунг «Все для фронта – все для победы!» там актуален. Кроме того, зимой фронтовой быт обрастает новыми предметами — химическими грелками, электрическими и обычными печками, генераторами, специальной смазкой для оружия, цепями на колеса и многим другим. Все это необходимо доставлять. Из-за непогоды зимой солдатам нужно поставлять больше одежды, одеял, спальников и палаток — расход таких вещей в полевых условиях высок, а военные зависят от них сильнее, чем летом. Логистика должна быть выстроена четко. Нашим действующим военным надо все эти уроки извлекать и на ус себе мотать. Одежда в окопах изнашивается, рвется, что-то может потеряться. Но если летом, например, отсутствие сухих носков не так сильно скажется на боеспособности и здоровье, то зимой мокрые ноги могут привести к сильному обморожению.
— Ахмет, думаю, что морозы в пять градусов или десять не являются критическими. Армия вообще должна быть всепогодной.
— Правильно. Но есть же ряд других факторов, таких как ветер и влажность. На мой взгляд, самой неприятной является температура около нуля. Потому что снег тает, вода стекает в окопы. Все превращается в грязь, слякоть. Нельзя нормально ходить по лесопосадкам, влага всюду проникает. Поэтому все зависит от того, где стоит подразделение, тает ли снег и так далее. Из-за погоды часто позиция становится небоеспособной. Зимой снабжение становится гораздо более сложной задачей. Любая поломка становится проблемой не только для тех, кому приходится эвакуировать и ремонтировать неисправную или подбитую военную технику, но и для снабженцев, которым надо доставлять во фронтовые мастерские запасные части…
— Какой ваш прогноз на развитие ситуации в Украине?
— Строить прогнозы на перспективу очень сложно. Не берусь это делать. В этой ужасной войне уже не раз происходили события, которые в корне меняли обстановку. Хотя некоторые зарубежные аналитики предсказывают несколько сценариев того, как может сложиться военная обстановка в Украине в ближайшее время. Мы мониторим публикации в СМИ.
— И как же может сложиться обстановка в районе боевых действий?
— Согласно первому сценарию, этой зимой линия фронта стабилизируется. Россия, возможно, накопит какие-то резервы и весной перейдет в наступление. Если поток американской помощи заблокируется республиканцами в Конгрессе, а европейская уже кончается, то Украина, потеряв Кривой Рог, Славянск и Краматорск, может согласиться на перемирие. Россия использует его для перевооружения армии и подготовки к новой войне. Это не мое предположение. Так пишут в СМИ.
— Другие соображения имеются? Что ваши коллеги думают об этом?
— Второй сценарий, как мы видим, предусматривает вообще патовую ситуацию.
— Какую именно?
— Когда ни одна из сторон не сможет добиться решительной победы на фронте. Мобилизованные заполняют окопы на передовой, но не могут идти в наступление, а украинской армии продвижение вперед стоит слишком больших потерь. Тогда война замирает на долгие месяцы или даже годы.
— Ахмет, но есть еще один сценарий, о котором говорят зарубежные военные аналитики. По нему вообще предрекается наступление ВСУ зимой, а весной окружение Мариуполя и подход к границе Крыма.
— Гадать не будем. В каждом из этих сценариев рассматриваются риски для обеих сторон. Первый грозит новым витком войны в Украине в будущем; второй опасен больше для России, в которой общество все меньше поддерживает войну. Война – это плохо. Во всех отношениях.