Как отмечают эксперты «Ритма Евразии», тяжелое социально-экономическое положение Афганистана, в том числе на фоне блокирования США афганских финансовых средств, создаёт условия для наращивания потенциала террористических организаций. А это может привести к росту нестабильности на пространстве Содружества.
Авторы отмечают, что в последнее время террористическая деятельность на пространстве СНГ несколько снизилась. На снижение числа терактов указал на встрече с руководителями силовых структур и спецслужб стран СНГ 26 октября российский президент. В то же время, по словам Путина, появились и новые угрозы. В том числе активное поступление на черный рынок оружия с территории Украины, отмечено в публикации. Среди образцов этого оружия немало высокоточного, а также переносных зенитных комплексов, серьёзно упрощающих «работу» террористов.
Мини-халифат с массовыми казнями и секс-рабынями: какой жуткой участи избежал Алматы
Второе направление, на которое президент РФ рекомендует обратить внимание руководителей силовых ведомств, это проникновение на территорию СНГ террористов, имеющих боевой опыт, под прикрытием миграционных потоков.
Дело в том, продолжают авторы, что движение «Талибан» (запрещено в Казахстане -ред.), придя к власти в стране год назад, отказалось создавать коалиционное правительство с любыми другими группировками, которые, по сути, стали его оппонентами и даже противниками на внутриполитическом «фронте». Среди последних немало тех, которые выбрали своей тактикой именно террористическую деятельность. Кроме того, идеологические установки различных афганских вооружённых группировок достаточно размыты, что позволяет рядовым боевикам свободно «дрейфовать» из одной в другую. Группировки же могут быть достаточно мощными, как, например, базирующиеся в Панджшерском ущелье таджики Ахмада Масуда, или игиловцы, численность которых оценивается от 3-6 до 10 тысяч.
Как и в случае с прежним правительством Исламской Республики Афганистан, как оказалось, державшемся лишь на американских штыках, власть талибов распространяется далеко не на всю территорию страны. Но не прекращаются закономерные попытки распространить её на провинции, находящиеся под контролем вооружённых оппозиционеров. А такие попытки сопровождаются ростом числа беженцев, в том числе и из числа участников террористических бандформирований, часть которых оказывается в центральноазиатских республиках СНГ.
Несмотря на то, что «Талибан», вне всякого сомнения, является наиболее мощной политической и военной силой ИРА, военная удача переменчива, и существует вероятность поражения различных подразделений талибов и даже захвата отдельных регионов, считают авторы статьи. И это опасно тем, что как движению, так и оппозиционным «Талибану» группировкам достались просто огромные запасы вооружения, которыми накачивали Афганистан американцы. В их числе – авиация, включая достаточно современные американские вертолёты, лёгкая бронетехника, произведённая странами НАТО, артиллерия и стрелковое вооружение натовского образца. Не говоря уже об амуниции, включающей в себя бронежилеты, приборы ночного видения. Многое из брошенного США предназначено в первую очередь для ведения диверсионной деятельности и партизанской войны. Как говорится, это «то, что доктор прописал» для террористов. Напомним, способных под видом мигрантов оказаться на территории Содружества Независимых Государств.
Усиление работы спецслужб стран СНГ по сокращению террористической угрозы, исходящей от афганских беженцев, это, если можно так выразиться, «скорая помощь». Корень же проблемы находится в нестабильной политической и в первую очередь экономической ситуации в Афганистане. Именно поэтому Россия, Китай, государства Центральной Азии, входящие в СНГ, уделяют серьезное внимание диалогу с правительством талибов. Именно поэтому правительству, сформированному «Талибаном», предлагаются различные экономические проекты, способные сталь альтернативой, например, производству наркотиков или банальным грабежам, говорится в тексте статьи.
Лишь запуск экономики ИРА способен привести к тому, что сократится поток «экономических» беженцев, а у многих (хотя далеко не у всех) боевиков-террористов исчезнет мотивация для противостояния с центральной властью, резюмируют авторы.