Особые слова благодарности в этот день адресованы тем, кто стоял у истоков военной печати, работал над военными телепрограммами, фото и видеоматериалами, пишет Caravan.kz
Во всех Вооруженных силах едва ли найдется офицер, у которого в архиве нет фотографии, сделанной полковником Каиром Дунбаяновым. Хотя собственных портретов у него раз, два и обчелся.
– Я комфортнее чувствую себя по другую сторону объектива, – смеясь рассказывает он.
Более 38 календарных лет военной выслуги Каир не расставался с фотоаппаратом и видеокамерой. Ему подчинялась даже незнакомая техника, на которой он запечатлевал важные исторические моменты.
Началось все с детской мечты. Еще в 7 классе вместе с другом увлеклись фотографией, да так, что проявляя пленку в подвале, забывали об уроках в школе. Любовь к искусству была сильней маминых укоров и отцовских подзатыльников. А признание симпатичных одноклассниц, чьи глаза улыбались с портретов – были первой наградой.
– Сейчас все это кажется смешным и нелепым, но тогда, да и после школы, когда я обучался на полугодичных курсах фотодела, я понимал, что фотография – мое призвание, – говорит собеседник.
После срочной военной службы в 1978 году Каир Дунбаянов поступил в Пермское авиационное техническое училище имени Ленинского Комсомола, а после его окончания направлен служить в город Ахтубинск Астраханской области.
Место службы, да и сама работа в то время были секретными. В Государственном научно-испытательном институте имени Чкалова изучали новые образцы военной авиационной техники, вооружения и навигационного оборудования. Каждый этап кропотливой работы сопровождался фото- и кинофиксацией.
В научных целях осуществлялась киносъемка испытаний авиационной техники, пусков ракет, площади поражения и многих других параметров. Отснятый и обработанный материал передавался в лабораторию, где специалисты проводили расчеты траектории и скорости падения, точности поражения цели и других параметров.
Капитан Каир Дунбаянов был одним из первых сотрудников института, освоивших цветную фотографию. В то время съемки на цветную пленку были редкими. Они применялись только на заключительном этапе испытаний самолетов или ракет, только для государственных актов. Для этих целей была предусмотрена единственная лаборатория, в которой проходил службу старшим техником Каир.
В 1993 году в звании капитана Дунбаянов перевелся для дальнейшего прохождения службы в Казахстан. Навыки фото-, видеосъемки пригодились в Вооруженных силах молодого, независимого государства.
В этот период армии был необходим сильный идеологический инструмент, способный создать положительный имидж, поднять самооценку и дух офицеров и молодых солдат. Таким продуктом отечественного медиа стала передача «Ел қорғаны» («Служу Республике Казахстан»).
Передача, отснятая, подготовленная и смонтированная сотрудниками теле-фотостудии Министерства обороны, созданной по предложению майора Дунбаянова, еженедельно выходила на телеканале «Қазақстан» на государственном и русском языках. Ведущими проекта, который с первых дней стал пользоваться большой популярностью, были рядовой Дина Мухаринова и капитан Марат Жунис-Бек.
– Прибыв в Казахстан, Каир Дунбаянов получил от министра обороны генерала армии Сагадата Нурмагамбетова задание создать и возглавить телефотостудию Министерства обороны. Нужно было начинать формировать фото- и видеоархив молодой армии Казахстана. Цифровых фотоаппаратов тогда не было. Поэтому каждый кадр – на вес золота. Первый министр обороны высоко ценил мастерство Каира Дунбаянова. Он часто бывал в телефотостудии, давал советы и определял направления работы. Молодым Вооруженным силам нужна была наглядная агитация. Казахстанцы должны были видеть фотографии воинов страны. Так возрождалась идеология и патриотизм , – вспоминает о тех временах ныне подполковник Дина Мухаринова.
Ему поручали самые ответственные участки работы. Среди них – создание управления по работе со средствами массовой информации Министерства обороны в Астане – молодой столице Казахстана.
Совместно с полковником Сапаргали Жагипаровым и подполковником Абишем Смаиловым осуществлялось информационное обеспечение деятельности Министерства обороны, визитов иностранных делегаций, республиканских, международных учений и других знаковых мероприятий. Всеми отснятыми материалами сотрудники управления по работе со СМИ делились с журналистами и формировали из них архив Вооруженных сил.
За всю свою долгую службу военный фотохудожник сменил свыше 20 моделей фотоаппаратов. Техника эволюционировала из года в год. Сначала это были узкопленочные образцы советского производства от «Смены-8» до «Киев-88», габаритные стационарные камеры, репродукционная аппаратура. Самым первым импортным фотоаппаратом был Nikon F-3. Настоящий японский, пленочный, с титановым корпусом. Он на долгие годы стал верным спутником Каира Дунбаянова. Испытанная зарубежными командировками и пыльными полигонами техника ни разу не подвела мастера. Незаменимый Nikon продолжал работать даже после того, как упал с вертолета – с огромной высоты.
В 2013 году полковник Каир Дунбаянов вышел на заслуженный отдых. Но неуемная энергия и деловая жилка не дают ему сидеть без дела. Два года назад он откликнулся на предложение работать в Военно-историческом музее Национального военно-патриотического центра Вооруженных сил.
Весь свой богатый архив и опыт, приобретенный за долгие годы службы он использует для разработки эскизов медалей, баннеров, логотипов, оформления тематических экспозиций. Занимается подборкой фотоматериалов, версткой и изданием книг о Вооруженных силах страны.
Сейчас к печати готовится книга, посвященная 100-летию Героя Советского Союза, Халық Қаһарманы первого министра обороны генерала армии Сагадата Нурмагамбетова. Она будет состоять из ранее опубликованных материалов, отзывов ветеранов казахстанской армии, большого блока архивных фотографий, где помимо фронтового и семейного архива будут представлены снимки, сделанные полковником Дунбаяновым.
В этой работе он незаменим. Вся история казахстанской армии прошла через объектив его фотоаппарата. Полковник Дунбаянов всегда был на передовой и сейчас находится в строю военных журналистов Казахстана.