Каковы истоки знаменитого казахского гостеприимства - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Каковы истоки знаменитого казахского гостеприимства

Каковы истоки знаменитого казахского гостеприимства

Казахи гордятся своим гостеприимством вполне заслуженно, ведь именно эта национальная черта когда-то спасла целые народы.

  • 30 Октября 2022
  • 548
Фото - Caravan.kz

Потомки депортированных корейцев, дунган, немцев, ингушей, чеченцев до сих пор с благодарностью вспоминают тепло, с которым их предков встретили в казахских степях.

Редакция Caravan.kz рассказывает об истоках этой прекрасной традиции. Версий ее происхождения несколько.

Практичная

Гостеприимство было залогом выживания в суровых степных условиях. Каждый знал, что если в дороге с ним что-то случится, всегда можно будет попросить о помощи в любом встречном ауле. Гостя обязательно кормили и оставляли переночевать, при необходимости могли помочь как-нибудь еще. Эта традиция взаимовыручки укрепляла единство народа и отношения между отдельными родами, а также помогала сохранить множество жизней.

Пока гость в юрте, он находится под защитой ее хозяина, даже если между ними распря. На это время все разногласия должны быть забыты, проливать кровь под шаныраком считалось непростительным поступком.

Законодательная

По еще одной версии сам Чингисхан однажды издал закон, согласно которому путников нужно было встречать с уважением и угощением. Тех, кто нарушал закон, ждало наказание, вплоть до казни через разрывание лошадьми.      

Религиозная

Существует легенда о щедром старике Ширбае. Остальные жители его аула были скупы и потому всех путников отправляли к Ширбаю. который каждого гостя встречал богато накрытым дастарханом. Однажды стада Ширбая потерялись в степи, и остался у него последний баран. Жена старика обеспокоилась тем, что они сами будут есть, если отдадут всю еду путникам, но Ширбай успокаивал ее, говоря, что Аллах пришлет "кадыр" и все наладится. Ему удалось уговорить жену оставить еду, и этой пищей старик угостил очередного гостя.После ужина тот внезапно сказал, что он и есть кадыр и потому именем Аллаха готов исполнить любое желание Ширбая. Однако старик пожелал только, чтобы ему всегда было чем накормить гостя. На следующий день все овцы и лошади Ширбая вернулись к нему.

Эта легенда наглядно показывает суеверия, связанные с гостями.

Считается, что слово "қонақ", означающее гостя, происходит от глагола "қону" (остановиться, спуститься), то есть гость — это тот, кто спустился с неба, то есть был послан богом, и потому несет с собой счастье и удачу. Поэтому было общепринято, что любой гость должен быть встречен с уважением, как божий посланник, даже если это маленький ребенок. Есть даже поговорка: "Қонақ келсе, құт келер", т.е. "Будут гости, будет и благодать".

Случайных гостей, прибывших без приглашения, нередко так и называли божьими, буквально "құдай қонақ". Званых же называли "арнайы қонақ", т.е. специально приглашенными.

Как нужно было встречать гостя

Существовал целый свод неписаных правил о том, какой прием нужно оказать гостю.

Сначала гостю помогали снять верхнюю одежду, а потом провожали его на почетное место — төр. Там ему приносили чашу с водой и чистое полотенце, чтобы освежиться, а потом угощали. По обычаю гостю давали лучшие угощения, в том числе голову барана, даже если это был последний скот. Если же гость торопился и не мог остаться на полноценную трапезу, он должен был съесть хотя бы кусочек хлеба. Этот обычай сохранился до сих пор даже в крупных городах.

Только после этого можно было приступить к расспросам, чтобы узнать, с какой целью прибыл гость, куда держит путь и т.д. Отвлекать разговорами до отдыха считалось неприличным.

В благодарность гость мог поделиться своим искусством — например, спеть песню или сыграть на домбре, а также дать бата, то есть благословить принявший его на время дом.

На прощание ему вручали саркыт. Если оказывалось, что гость — очень уважаемый человек, хозяин мог даже подарить ему коня и чапан. Эта традиция так и называется "атқа мінгізіп шапан жабу".

Несоблюдение традиций наказывалось. Например, если хозяин не накормил гостя, тот мог пожаловаться аксакалам аула, и тогда негостеприимный человек должен был выплатить штраф скотом.