Задонского здесь одни уникумом называют, другие чудаком, а третьи у виска пальцем крутят. Немудрено – пенсионер живет по своим правилам, которые от общепринятых стандартов далеки. Но главное – правила его, а польза от жизни восьмидесятилетнего пенсионера общая: огромный сад сортовой облепихи, плодоносящий на пустынных некогда берегах местной реки Желкуар. Он его возделывает уже сорок лет.
Оранжевый дар
Обычно массовый сбор ягод Владимир Андреевич назначает на конец августа. С утра односельчане из Чайковского отправляются на берег реки, прихватив с собой переносные стульчики и тару. Весь день в оранжевом от плодов саду слышны голоса и характерный стук ягоды о пластик. А вечером люди уходят домой, унося с собой по два, а то и больше, ведра отборной крупной облепихи. И так уже 25 лет. Подсчитали с ним, что каждый сезон они увозят отсюда около 2 тонн целебной ягоды. Безвозмездно.
Задонский количество собранной ягоды никак не ограничивает. И судьбу ее не отслеживает. Однажды знакомые рассказали ему, что на базаре в Житикаре идет бойкая торговля его облепихой, а один из умельцев даже наладил производство целебного облепихового сока. Сок недешевый, но чтобы его, кислючий, можно было пить, его полагается изрядно разбавить водой. Реакция была неожиданной:
– Пробовал я этот сок, – кивнул головой Владимир Андреевич. – Вкусный.
– Так за твой счет обогащаются!
– Ну… Кому копейка нужна, а кому ягода… – пожал плечами садовод и больше к этой теме не возвращался.
Вывести Задонского из себя можно двумя вещами – досрочным визитом в сад за недозрелой еще ягодой и варварским сбором ее. Облепиха колючая. Собирать нелегко. Некоторые предпочитают обламывать ветки, густо облепленные ягодами. Таких Задонский не любит и из сада гоняет.
Почему, вкладывая в сад труд и силы, пенсионер отдает плоды своего труда бесплатно?
– Земля государственная, – говорит он. – Поэтому плодами пользуются все.
Из истории сада
Земля действительно государственная – каменистые неудобья, на которых сорок лет назад ничего не росло. И облепиха Задонского шагнула туда случайно. Случайность оказалась знаковой.
…Чтобы понять, с чего сорок лет назад началось увлечение киномеханика совхоза им. Чайковского Владимира Задонского, нужно знать, что в семидесятых-восьмидесятых годах ХХ века в Советском Союзе случился настоящий бум целебной сибирской ягоды. Облепиховые масло и сок, чьи уникальные свойства были широко разрекламированы печатью и телевидением, стоили очень дорого.
В то время сорокалетний Владимир жил с матерью. Мария Константиновна, цветники которой во дворе по жизни были цветистее, чем у односельчанок (талант, видимо, все-таки может передаваться по наследству), заболела. Врачи сказали: астма. Чтобы вылечить ее, Задонский и развел у себя во дворе целебный кустарник. Спустя какое-то время матери полегчало, а увлечение осталось. С огорода облепиха Задонского и шагнула на берег реки, благо это рядом.
Так и повелось. Ежегодно Задонский высаживает на берегу новые саженцы. И хотя за сорок лет сад растянулся на несколько километров, он по-прежнему выращивает посадочный материал у себя на грядке, а затем переносит окрепшие саженцы на берег. Иногда приживается до ста кустиков. Каждый он обкладывает светлыми камнями, чтобы было виднее и саженец не затоптали. А потом все лето поливает, нося воду ведрами из речки. И удаляет сухостой во всем саду. И кронирует кусты, чтобы правильно развивались и лучше плодоносили…
Его НЕбизнес
Поначалу еще Задонский урожай продавал. Заметно дешевле рыночной цены, но все-таки. Свои услуги предлагали посторонние сборщики – платили немного, но и потребности у бессемейного аскетичного Задонского всегда были мизерными. Десятками килограммов он отправлял ягоду в местный детский сад. Это бесплатно. Бесплатно отправлялись во все концы СССР саженцы, даже в Молдавию, где кто-то тоже решил выращивать сибирскую диковину. Бесплатно получали масло нуждающиеся знакомые по переписке – Владимиру нравилось отдавать, а не продавать. А с доходами от садоводства поступал просто: десять лет ежегодно по 1 000 рублей отправлял в Советский фонд мира. Общей суммы по тем временам хватило бы на два “жигуленка”!
Сейчас воспринимается как сказка. О том, что это все-таки быль, свидетельствует медаль “За укрепление мира”. Удостоверение № 157 к ней подписано Анатолием Карповым 27 октября 1987 года.
Уже в нынешние времена к Задонскому подкатывали: продай награду. Но продавать – как-то не по его части.
Хорошая наследственность
Говорят, Владимир Андреевич в маму пошел. Мол, Мария Константиновна тоже была бессребреница и большой любитель прекрасного.
Наверное, так. Ведь и она в свое время крупную сумму внесла в Детский фонд им. Ленина. Потрясенным односельчанам объяснила просто:
– Сама сирота, родители в 20-х от холеры умерли. Приемные родители воспитали. Знаю, что детское горе – самое горькое. Пусть моя копейка какого-нибудь ребенка обрадует.
В ее дворе, том самом, где хозяйничает теперь Владимир Андреевич, прежде с ранней весны все цвело и благоухало неземными ароматами. При этом букеты к любому семейному торжеству и школьникам 1 сентября она охотно раздавала. Брали тоже с удовольствием. Но очень удивлялись: зачем? Детям радость на минуту, а труда вложено – море. Отвечала Мария Константиновна просто: “Пусть хоть час, но побудут рядом с красотой”.
Так что умение одаривать – в этой семье общий талант.
Ничье наследство?
Сейчас Владимиру Андреевичу 80. И хотя – дай ему Бог здоровья! – сухой поджарый жилистый пенсионер куда бодрее большинства своих сверстников (труд – великий кудесник), о будущем своего сада он задумывается.
Уже сейчас, хоть и бегает он ежедневно два раза по 10 километров, и сад обходит на своих двоих, и до Житикары за 25 километров на велосипеде по делам ездит, уход за своим детищем дается ему нелегко. А дальше что? Без присмотра не заломают ли роскошные кусты облепихи, не одичают ли посадки, ведь сейчас здесь растут отборные сорта сибирской селекции?
Ответов на эти вопросы нет. Хозяйничает в поселке ТОО “Казагротрейд”, которое на пути к банкротству и которому реально не до стариковского сада. Сельский аким советует выкупать землю, платить налоги и создавать кооператив, но как-то не находится людей, которые бы этой идее голову приделали. Да даже огородить несколько километров сада, чтобы скот не вытаптывал, и то фантастика.
Конечно же, обо всем этом уникум Задонский думает. Но в отличие от большинства думки дела не стопорят.
Вот буквально накануне выхода этого материала узнала новость: Владимир Андреевич… заложил новый облепиховый сад.
На этот раз на своей родине, в селе Забеловка, расположенном неподалеку от поселка им. Чайковского. Как, спросите вы. Да очень просто: выбрал подходящее место, подрастил саженцы, договорился в Забеловке с местным энтузиастом, практически своим ровесником, чтобы за садом ухаживал, да по весне и высадил первые сто кустов на местном неудобье. Надо сказать, аким поселка Гизат Канафин к пенсионерской идее отнесся хорошо. За саженцами обещал приглядывать.
Так что думать, как с оранжевым даром Задонского поступать, тем, кому подарено. А ветеран все еще озабочен – как одарить.
Мария МОСТОВАЯ, ЖИТИКАРА,
Ольга КОЛОКОЛОВА, КОСТАНАЙ