Министры особого назначения: что изменилось на властном Олимпе - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Министры особого назначения: что изменилось на властном Олимпе

Министры особого назначения: что изменилось на властном Олимпе

Каким самым главным качеством должны обзавестись те, кто пришел на место отправленных в отставку?

  • 13 Мая 2016
  • 3048
Фото - Caravan.kz

Посрамлены все, кто утверждает, что общественность не имеет на власть никакого влияния. Еще как имеет! Аж два министра подали в отставку – один за другим. Да еще и новое министерство создали. А все почему? Потому что – общественное мнение. И хвала Президенту, что он это мнение учел. Давайте посмотрим, кого в этот раз волна вознесла на отроги нашего властного олимпа.

“Объясняльщик” и популяризатор

Думаю, все, кто смотрел телевизионные репортажи о совещании, на котором Президент устроил выволочку членам правительства по земельному вопросу, согласятся со мной: отставку Ерболата ДОСАЕВА глава государства принял с большим сожалением. Даже назвал его одним из самых эффективных министров. Но и не принять его отставку он не мог.

Ерболат Досаев был, наверное, самым косноязычным министром в правительстве Масимова. Он умный, это все признают, но нет у него способности внятно и понятно объяснить любую мало-мальски сложную экономическую новацию. И это было не только с Земельным кодексом. Вспомните историю с повышением налогов на бизнес и заменой НДС на налог с продаж: чей только голос не звучал – от Олжаса Худайбергенова до Булата Утемуратова! – но Ерболата Досаева и его министерство было почти не слышно.

Это в том числе и про Досаева сказал Президент: “Наши министры даже на брифингах бегают от журналистов, не отвечают на элементарные вопросы”.

На смену ему пришел Куандык БИШИМБАЕВ – первый министр – выпускник программы “Болашак”. Кандидат экономических наук, магистр бизнес-администрирования. Окончил сначала Казахскую государственную академию управления, затем Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати, после чего  Университет им. Дж. Вашингтона в Вашингтоне. В реальной экономике работал всего несколько месяцев, будучи вице-президентом корпорации “Ордабасы” с февраля по октябрь 2005 года. Все остальное время служил в различных госструктурах, в том числе в администрации Президента РК (включая должность помощника Президента).

В отличие от своего предшественника г-н Бишимбаев говорить и объяснять умеет и даже, кажется, любит. Холдинг “Байтерек” во многом стал структурой, которая была призвана освоить средства Национального фонда, направленные на оздоровление экономики, в том числе по программе “Нурлы жол”. Кроме того, “Байтереку” предстояло реанимировать проекты типа кремниевого завода Sillicium Kazakhstan или Семипалатинского кожевенно-мехового комбината (для последнего, кстати, инвестора пока так и не нашли). Эксперты оценивают результаты деятельности холдинга за три года его существования по-разному. Но большинство сходятся в одном: Бишимбаев умеет преподнести свою деятельность в благоприятном для него свете. Да и пропагандистскими способностями он не обделен. В общем, трудно сказать, окажется ли он достойной заменой Досаеву как проводник системных экономических реформ, но как их “объясняльщик” и популяризатор Бишимбаев, безусловно, на голову выше.

Мне кажется, у Президента не было наготове замены Досаеву. И он назначил того, кого хорошо знает и кому доверяет, – своего бывшего помощника, человека, который возглавлял отдел социально-экономического мониторинга его администрации. Значит, верит в него. Почему же мы не должны в него поверить?

Хрен редьки не слаще

Асылжан Мамытбеков подал в отставку не прямо на совещании, а немного погодя. Видимо, ему надо было переспать с этой идеей.

Замену ему нашли быстро – назначили Аскара МЫРЗАХМЕТОВА, который занимал пост первого заместителя председателя партии “Нур Отан”.

У Мамытбекова специального образования, имеющего отношение к сельскому хозяйству, нет. У него за плечами юридический факультет КазГУ и Казахская академия управления. В общем, менеджер со знанием юриспруденции. Но с 2008 года он в деле. С 2008-го по 2011-й возглавлял холдинг “КазАгро”, а с 2011-го трудился министром сельского хозяйства. Вплоть до 6 мая 2016 года.

В отличие от него новый министр Аскар Мырзахметов свою жизнь хотел связать именно с сельским хозяйством. Он окончил Алматинский зооветеринарный институт, аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства. По образованию – зооинженер, кандидат сельскохозяйственных наук. Поработал в науке, затем пошел в бизнес, а в августе 1999 года стал вице-министром сельского хозяйства. И работал в этой системе вплоть до 2006 года – вице-министром, первым вице-министром, главой “Продкорпорации”. А с августа 2005-го по апрель 2006-го успел побыть министром сельского хозяйства. Так что для Аскара Мырзахметова это второе пришествие в минсельхоз.

Надо сказать, что у нас сельским хозяйством не всегда руководили аграрии. И Мамытбеков тут  не самый поразительный пример. Был, скажем, еще Сауат Мынбаев, вообще экономист-кибернетик по образованию. И все же, как правило, на этот участок бросали чаще всего тех, кто работал в сельском хозяйстве и имел соответствующее образование, – это Серик Умбетов, Ахметжан Есимов, Сергей Кулагин, Жаныбек Карибжанов.

В общем-то, профильный министр должен понимать разницу между озимыми и яровыми, знать, как происходит отел и чем пестициды отличаются от гербицидов. Правда, как показывает опыт г-на Мамытбекова, это все можно выучить. С другой стороны, специальное образование и опыт не гарантируют успеха: известно, например, что Жаныбека Карибжанова “съела саранча” – ему пришлось уйти в отставку после нашествия этих насекомых на казахстанские поля. А тот же Асылжан Мамытбеков получал выговор за выговором, но просидел в этом кресле пять лет.

В общем, тут нет какого-то единого рецепта. Просто надо иметь в виду, что задачи перед министром стоят трудные: Президент на совещании сказал, что сельское хозяйство должно стать хребтом нашей экономики, не на нефти должно держаться наше благосостояние, а на агропроме. Во Франции, сказал глава государства, фермеры с каждого гектара зарабатывают 3 200 долларов, а у нас – всего 400. До этого чиновники из правительства говорили о том, что мы можем стать главными экспортерами экологически чистых продуктов питания, спрос на которые растет во всем мире. Задачу стать экспортерами мяса, получая валютную выручку, тоже никто не снимал. В общем, г-ну Мырзахметову надо засучить рукава.

Но необходимо еще и помнить, почему ушел Мамытбеков. Он вместе с товарищами по правительству провалил информационно-разъяснительную работу по Земельному кодексу. Сдается, что в этом смысле хрен редьки не слаще. В смысле – Аскар Мырзахметов никогда не отличался особой открытостью и умением рассказать, что и зачем власть делает. Это ярко проявилось во время его 9-месячного пребывания на посту первого зампредседателя партии “Нур Отан”. Он сам был малопубличен, пиар-активность партии была вынужденной в связи с выборами.

И, кстати, во время обсуждения земельного вопроса партия не произнесла ни слова. Посмотрите новости о ее деятельности за последние дни: эстафеты, концерты, КВН, застолья для ветеранов… Вдруг посреди всего этого благолепия: “Состоялось совещание по актуальным вопросам текущей повестки дня под председательством Главы государства”. И опять – организовали выставку картин, высадили аллею…

В этом смысле назначение в партию Мухтара Кул-МУХАММЕДА должно пойти ей на пользу. Он активный, умеет находить общий язык с людьми из разных слоев, знает о работе СМИ не понаслышке – возглавлял профильное министерство, знает и реальную жизнь, конкретные проблемы конкретных людей – работал акимом Кызылординской области.

Но вернемся к Мырзахметову. Сможет ли Аскар Исабекович изменить себя, стать более открытым, проводить активную разъяснительную работу? Сумеет ли заставить себя пойти к журналистам, на телевидение, на встречи с фермерами – как крупными, так и мелкими? Под силу ли ему слушать и слышать?

Во всяком случае, Президент решил, что под силу, он справится. Это вызов, это доверие, которое Мырзахметову надо постараться оправдать. И если для этого надо пересилить себя, может, даже переломить, значит, надо пересиливать и переламывать.

Как разрубить гордиев узел?

И тут Мырзахметову и правительству в целом может прийти на помощь новое министерство – министерство информации и коммуникаций. Оно создано, чтобы разрабатывать и осуществлять информационную политику.

Министром назначен Даурен АБАЕВ – кадровый дипломат, изучавший международное право в Лейденском университете. Мало кто обратил внимание, что он не просто пресс-секретарь Президента РК, но и одновременно его советник. То есть на момент совещания он по статусу был равен Мухтару Кул-Мухаммеду. И вообще видно, что г-н Абаев пользуется расположением и доверием Президента.

Даурен Абаев – один из самых способных пресс-секретарей. Это при нем журналистов вновь начали пускать на совещания под председательством Президента. Это при нем аккаунты Акорды в социальных сетях стали реальным источником информации. Это при нем фотографов впервые пустили в президентский отсек казахстанского борта номер один. Это при нем появились непротокольные документальные фильмы, раскрывающие Президента по-новому, такие как “С Назарбаевым о главном” Ерлана Бекхожина.

Даурен Абаев – первый за долгие годы пресс-секретарь, который обрел право голоса. Он давал комментарии журналистам, причем делал это только в тех случаях, когда было остро необходимо, не лез на публику. Какое-то время даже казалось, что он может заменить пустующую нишу, которую занимал Ермухамет Ертысбаев, умеющий рассказывать, что и почему делает власть.

В связи с назначением Абаева министром есть лишь одно сожаление: Президент лишился весьма толкового пресс-секретаря. Но есть и надежда: может быть, г-ну Абаеву наконец удастся разрубить гордиев узел, в который завязались идеология, пиар, государственные интересы, нужды СМИ, свобода слова и госзаказ?!

Во всяком случае, если новое министерство будет целенаправленно заниматься тем, чтобы слушать общество и общаться с ним по самым разным, в том числе и болевым вопросам,  это будет уже большая победа.

Президент потребовал, чтобы у нас, как в развитых странах, была “ежедневная открытость правительства и всех его членов для общества”. И добавил: “Политик должен говорить с людьми, разъяснять свою позицию, завоевывать доверие общества”.

Посмотрим, как вновь назначенные министры будут завоевывать наше доверие.

Алматы