22 октября состоятся общественные слушания, где коммунальное предприятие и департамент по регулированию естественных монополий готовы выслушать мнения горожан по поводу грядущего повышения тарифа на тепло, сообщают "Уральские Новости".
Руководитель отдела регулирования цен естественных монополий департамента Комитета по регулированию естественных монополий по ЗКО Сержан Жаманкулов сообщил, что заявку на утверждение инвестиционной программы и тарифа на тепловую энергию на 2023-2027 годы АО "Жайыктеплоэнерго" (ЖТЭ) подало 20 июля 2022 года.
Сейчас, по данным областного департамента по регулированию естественных монополий, у ЖТЭ действует временный компенсирующий тариф, утвержденный департаментом Комитета по регулированию естественных монополий 15 июля 2022 года.
Среднеотпускной тариф на тепловую энергию ЖТЭ сейчас – 4650,06 тенге за 1 Гкал, для населения этот тариф составляет – 3458,37 тенге за 1 Гкал.
Сержан Жаманкулов отмечает, что жилой фонд Уральска практически на 99% оснащен общедомовыми приборами учета тепловой энергии, поэтому расчет тарифа на отопление в квадратных метрах сейчас в ЖТЭ практически не используют (только в ветхих и аварийных домах), цена на тепло формируется исходя из потребленных гигакалорий.
"В предлагаемом ЖТЭ проекте на 2023-2025 годы среднеотпускной тариф на отопление должен составлять 7225,44 тенге за 1 Гкал, рост от существующего тарифа – на 51,6%. Пока наш департамент только рассматривает эту заявку. Такого повышения тарифа, который запрашивает субъект естественных монополий, конечно же, не будет. По результатам рассмотрения заявки будет снижен процент повышения тарифа. Мы анализируем расчеты монополиста, решение по новому тарифу будет озвучено 23 ноября 2022 года", – сказал Сержан Жаманкулов.
Как объясняет Сержан Жаманкулов, пятилетний тариф на тепловую энергию ЖТЭ был утвержден еще в конце 2015 года – сразу на 5 лет – с 2016 по 2020 годы.
Срок действия этого тарифа истек еще в начале прошлого года. Тогда ЖТЭ выходили дважды с заявкой на его повышение, но в ходе рассмотрения этих заявок сами же отзывали свои обращения в департамент по регулированию естественных монополий.
"Тариф для таких крупных предприятий-монополистов в сфере коммунальных услуг должен утверждаться каждые пять лет, поэтому в этом году ЖТЭ подали свою заявку на повышение тарифа на тепловую энергию. Обоснованием для повышения тарифа руководство ЖТЭ указывает необходимость повышения заработной платы сотрудников предприятия, так как в стране вырос уровень минимальной зарплаты. Также они указывают, что есть существенный рост цен на сырье и материалы, которые они закупают в основном в России. У субъекта есть также долгосрочные инвестиционные обязательства, на реализацию которых нужны средства", – заключает Сержан Жаманкулов.
Жительница Уральска Татьяна Хан обратилась в редакцию "Уральской Недели". Она категорически не согласна с тем, что "Жайыктеплоэнерго" необходимо поднимать тариф на отопление. По ее мнению, тепловики и так увеличили свои доходы от продажи тепловой энергии населению, установив во всех многоэтажках общедомовые приборы учета.
"До октября 2021 года мы, жильцы дома по улице Молдавской, №2/1, платили за отопление вдвое меньше, чем после того, как нам поставили прибор учета тепла. Так, к примеру, за свою малогабаритную трешку 56 квадратов в месяц по квитанции "Жайыктеплоэнерго" я платила в среднем 4800 тенге за месяц. Когда у нас появился этот прибор учета, в месяц платежи за отопление у меня выросли до 8000-10000 тенге. Получается, что, даже не поднимая тарифа, "Жайыктеплоэнерго" начали собирать с населения оплату за тепло в 1,5-2 раза больше, чем раньше, когда приборов учета не было. Сейчас за одну гигакалорию среднеотпускная цена составляет 4650 тенге, если тепловики поднимут ее до 7200 тенге, то мы будем платить за отопление сумасшедшие деньги", – сказала она.
При этом Татьяна Хан подчеркивает, что у нее есть большие сомнения относительно общедомовых приборов учета тепловой энергии, которые устанавливает ЖТЭ.
Она утверждает, что эти приборы учета тепловой энергии сотрудники «Жайыктеплоэнерго» комплектуют сами, и они не зарегистрированы в республиканском реестре Казстандарта. У женщины есть большие сомнения в правильности расчетов, которые дают общедомовые приборы учета тепловой энергии в Уральске.
С запросом о том, почему они не включены в реестр, и кто несет за это ответственность, Татьяна Хан обращалась с письменным заявлением в Уральский филиал Казахстанского института метрологии и стандартизации, но получила на него формальный ответ. Свои неудобные вопросы по поводу формирования тарифа на отопление в Уральске активная жительница города намерена задать тепловикам на общественных слушаниях.