На данный момент сложно сказать, какой процент из них останется здесь, а какой вернется в родные пенаты, когда события в России приобретут более спокойный характер. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на следующий момент: по данным Минтруда, 22,5 тыс. россиян уже работают на территории РК и отчисляют пенсионные взносы. Из них 8 тысяч человек устроились с начала этого года. При этом 72% российских иммигрантов работает в сфере услуг, 16% – промышленности, 9% – строительства, 2% – в сельском хозяйстве.
А накануне премьер-министр РК Алихан Смаилов сообщил, что в Казахстан планируют переехать 50 иностранных компаний:
«Текущая политическая ситуация оказывает на национальную экономику не только негативное влияние. На сегодня порядка 50 зарубежных компаний закрыли свое производство в соседней стране и изъявили желание релоцировать свои производства и офисы в Казахстане. По итогам восьми месяцев инвестиции в основной капитал выросли в реальном выражении на 6%, приток прямых иностранных инвестиций по итогам I квартала увеличился на 54%».
О чем говорят эти показатели? Какое влияние миграция россиян оказывает на казахстанский рынок труда? Составляют ли граждане РК серьезную конкуренцию нашим специалистам или же их следует больше рассматривать как ресурс, который принесет пользу Казахстану? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответила социолог, руководитель проектов Eurasian Center for People Management Айман Жусупова.
— Айман, как бы вы охарактеризовали главные изменения и ключевые тенденции на казахстанском рынке труда за последние несколько лет время?
— Одним из наиболее значимых изменений на рынке труда, является то, что страну за последние годы покинуло значимое, существенное число высококвалифицированных специалистов. Поэтому, в частности, в нынешнем Послании президент указал, что при найме иностранных специалистов для ценных профессионалов в сферах науки, здравоохранения, промышленности, IT государством будут введены послабления и предоставляться визы с правом получения вида на жительство.
— А что насчет дефицитных профессий?
— О том, что стране нужны технари речь ведут уже не первый год. Заявляется и о том, что сегодня идет работа, направленная на развитие и повышение качества соответствующих учебных заведений. То есть в стране существует нехватка специалистов рабочих специальностей, технологов, технарей и IT специалистов. Тем не менее качество их подготовки вызывает большие вопросы. Так, в 2022 году Ералы Тугжнов отмечал, что сегодня в стране строится множество объектов, при этом не хватает технарей, вследствие чего приходится привлекать иностранные рабочие силы.
Тогда как по данным Минтруда за 2021 год в 6 секторах произошло уменьшение занятого населения. Большее снижение количества занятых в процентном соотношении зафиксировано в отраслях профессиональной, научной и технической деятельности (-2,9% или 7,3 тыс. чел.), искусств, развлечений и отдыха (-2,7% или 3,7 тыс. чел.), а также финансовой и страховой деятельности (-2,2% или 4,1 тыс. чел.).
— В настоящее время Казахстан испытывает большой наплыв российских кадров. Ваше мнение – способны ли переезжающие россияне потеснить наших специалистов? Вообще, какое влияние миграция граждан РФ оказывает на наш рынок труда? Идет ли речь о каких-то тектонических сдвигах?
— Как и в любом процессе, и здесь есть и положительные и отрицательные стороны.
Начнем с плюсов. Среди них:
Первое. Привлечение инвестиций и пополнение бюджета страны за счет выплаты компаниями налогов. Так, одной из крупнейших компаний, объявившей о релокации сотрудников в Казахстан после февраля 2022 года, стал сервис InDriver. Компания привлекла $1,23 млрд международных инвестиций, став единорогом (компанией-стартапом, получившей рыночную оценку стоимости в размере свыше 1 млрд долларов США) в 2021 году. РК не является для стартапа новым местом – офис здесь работает уже 5 лет, причина релокации бизнеса – в желании развиваться на глобальном рынке. Со штаб-квартирой в России это становится проблематичным.
«Я казах, несмотря на фамилию»: российский боксер выходит на ринг с казахстанским флагом
Второе. Возможности для трудоустройства местных специалистов. Развитие бизнеса потребует новых специалистов, и нанимать их будут уже здесь. Люди получат хороший опыт, который, возможно, останется на рынке Казахстана. При этом, местные специалисты могут повышать свою квалификацию, перенимая опыт и стандарты глобально ориентированных компаний, и уже в Казахстане создавать продвинутые решения и разрабатывать «недостающие» технологии. Так, на сегодня уже 40% российских IT-компаний уже работают на рынке Казахстана или планируют выйти на него в ближайшее время.
Третье. Вероятность снижения утечки «мозгов» за границу, в первую очередь в Россию. Появление в Казахстане глобально ориентированных высокотехнологичных компаний – привлекательных работодателей – также заставит специалистов пересмотреть свои планы. А они были довольно пессимистичны: в 2020 году 80% технических специалистов планировали покинуть Казахстан в перспективе 5 лет.
Также приход конкурентов из соседних стран оздоровит конкуренцию – пока не у всех казахстанских компаний есть мотивация исполнять услуги на должном уровне, произойдет взросление рынка.
— А минусы?
— Что касается минусов, то рост предложений от российских специалистов в IT-отрасли, финансовом секторе, торговле и других сферах экономики может уменьшить спрос на местных сотрудников.
Кроме того, данный процесс может ухудшить и возможности для местного бизнеса. Так, компании из России и Беларуси, зарегистрировавшие свой бизнес в Казахстане, выдавливают с рынка местных автоперевозчиков и снижают их доходы, о чем в мае заявляли депутаты нижней палаты парламента. В частности, речь шла о нехватке разрешений на перевозку грузов из-за российских и белорусских компаний, что привело к резкому скачку стоимости фрахта автотранспорта.
«Массовый исход беженцев из России в Казахстан — это чушь» — экономист
В этом контексте были высказаны предложения отдельных политиков о необходимости защиты национальных интересов, что является вполне естественным явлением и имеет широкую практику применения в соседних странах.
Кроме того, в числе предложений была указана необходимость предъявления к релоцируемым российским компаниям определенных критериев по найму отечественного персонала. Как пример приводились требования, которые предъявляются к крупным иностранным недропользователям с тем, чтобы они обеспечивали не менее 90% сотрудников на рядовых должностях, не менее 50% — на руководящих позициях в рамках «Кодекса о недрах и недропользовании». Понятно, что там, где сырье, — другой уровень доходности. Но, в целом, как это осуществляется в мировой практике, компании должны вносить вклад в развитие страны, что касается и занятости наших граждан, налоговых выплат, передачи соответствующих технологий, знаний, квалификаций, компетенций.
Что касается того, насколько сильно ситуация с релоцируемыми гражданами, бизнесом окажет влияние на ситуацию в Казахстане – судить сложно. Это вопрос скорее к ситуации в России – как только она нормализуется, вероятнее всего доминирующая часть граждан будет намерена вернуться домой. Только вероятнее всего перспективы это не близкие.
Вопрос о том, способны ли переезжающие россияне потеснить наших специалистов также является достаточно сложным. Существует расхожее мнение о том, что уровень квалификации российских специалистов является более высоким, потому уже появлялись прецеденты, когда здешних сотрудников увольняли принимали на работу российских специалистов. Конечно, подобные факты не должны оставаться без внимания, каждому из них должна быть дана оценка во избежание усугубления ситуации – собственные национальные интересы, интересы граждан нашей страны должны стоять во главе угла.
— Целесообразно ли рассматривать российских специалистов не только как конкурентов, но и как потенциальную силу для развития определенных сфер внутри Казахстана?
— Сейчас главным ресурсом, охота за которым идет по всему миру являются люди – креативные, высококвалифицированные специалисты, способные создавать кратную добавочную стоимость, способствовать развитию новых технологий, и соответственно, росту экономки страны. Другим вопросом является, сможем ли мы использовать этот потенциал прибывающих в страну кадров. К примеру, в частности с учетом того, что мы уже давно заявляем о необходимости производства в стране товаров и услуг повседневного использования, первой необходимости для населения и бизнеса, даже была принята программа «Экономика простых вещей». В этом ключе, конечно, нужно думать, как оптимальнее можно было бы создать механизмы интеграции отечественных и прибывших в страну российских кадров, — подытожила наш спикер.