Приватизацию казахстанцы старшего поколения называют “прихватизацией”, и есть за что: купив в 90-е годы отдельные объекты за бесценок, новоиспеченные хозяева “выжали” из них все, оставив после себя кучу долгов и дыр. Блин 90-х, который вышел комом, остался в памяти, и немудрено, что этот процесс у многих вызывает недоверие. Но давайте смотреть на вещи реально: с тех пор много воды утекло, ужесточился государственный, народный контроль, развивается конкуренция. Вторая волна приватизации началась два года назад. Как оказалось, на балансе Алматы еще достаточно собственности, которую решено пустить в конкурентную среду. И в ближайшее время с молотка уйдут восемь спортивных клубов. Всего в этом году планируется продать в частные руки 20 объектов, в их числе АО “Алматыметрокурылыс”, ГККП “Лечебно-диагностический центр”, ГККП “Алматинский городской центр формирования здорового образа жизни”, ТОО “Алматинский региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных служащих” и другие.
Частник – лучший менеджер
– Чем вызвана такая необходимость? – поинтересовались мы в управлении финансов Алматы.
– Вторая волна приватизации – логическое продолжение политики правительства по увеличению доли частного сектора в экономике страны и снижению роли государства, – говорит заместитель начальника управления Мейрзат КАЛИЕВ. – Напомню, приватизация проводится для повышения эффективности деятельности предприятий. Частный бизнес – более оптимальный менеджер по сравнению с государством. Он способен быстрее адаптироваться к новым условиям, внедрять новые разработки, эффективные методы управления. Население получит улучшение качества, расширение спектра и снижение стоимости предоставляемых услуг за счет развития конкуренции. Правительством утвержден комплексный план на 2016–2020 годы. На основании этого документа акимат Алматы вынес постановление о приватизации 26 организаций в сфере спорта, здравоохранения, образования и т. д., 20 будут выставлены на продажу в текущем году и по 3 – в 2017 и 2018 годах.
– А что говорит опыт других стран?
– К примеру, в Великобритании, Франции, Италии и Германии и других странах приватизация началась в начале 80-х годов. В США она в основном затронула сектор муниципальных услуг, так как большинство предприятий с момента образования были частными. В Китае данный процесс начинался постепенно, поскольку государство особо не признавало капиталистическую модель развития экономики. В начале 70-х годов отрасль сельского хозяйства стала переходить к крестьянам. В 80-х годах правительство КНР с осторожностью допускало инвесторов на рынок, предприятия передавались в наем, с возможностью последующего приобретения. Переломный момент наступил в 90-х годах – тогда крупные предприятия повсеместно продавали в частные руки. Правительство Поднебесной все же пришло к необходимости разгосударствления госпредприятий, и сейчас мы наблюдаем крупнейшую экономику в мире, с ежегодным приростом ВВП. Сингапур, Малайзия и Япония использовали принцип Yellowpages, по которому государство не должно осуществлять услуги, предоставляемые частным бизнесом.
– Есть ли удачный пример передачи объекта в частные руки во второй волне?
– В 2014 году государственная доля в ТОО “Школа Архимеда” в размере 15,83 процента реализована второму участнику – ТОО “Частная школа “Алатау”. Руководитель очень доволен, он начал вливать инвестиции, поменял корпоративное управление. В результате повысился рейтинг школы, и в целом качество образования.
Все богатство клубов – спортсмены и бренд
Новость, что ведущие спортивные клубы будут переданы в частные руки, вызвала множество вопросов не только у журналистов, но и у поклонников спорта, спортсменов и тренеров. Ведь регбийный, хоккейный, гандбольный клубы – базовые по развитию этих видов в нашей стране, на 90 процентов они комплектуют сборную Казахстана.
К примеру, в активе спортивных достижений регбийной команды Алматы – победы на XVI Азиатских играх по летним видам спорта, международном турнире DUBAI SAVENS в 2010 году, открытых чемпионатах РК с 2008 по 2015 год. А также призовые места в отборочных соревнованиях на Олимпийские игры в 2015 году, на отборочных играх на чемпионате мира 2011 года, Кубке пяти наций Азиатского региона и так далее. При этом имущество клуба составляет 179 тысяч тенге. Материально-техническая база и финансово-хозяйственная деятельность формируется за счет бюджетных средств. Госзаказ на этот год составил 93 миллиона 600 тысяч тенге.
На сайтах акимата и управления финансов города Алматы (depfin.kz) можно посмотреть, какими ресурсами обладают и другие претенденты на продажу – ТОО “Баскетбольный клуб “Алматы”, ГККП “Женский хоккейный клуб “Айсулу”, ГККП “Хоккейный клуб “Алматы”, ГККП “Гандбольный клуб” Алматы”, ГККП “Велосипедный клуб имени А. Винокурова”, ТОО “Волейбольный клуб “Алматы”, ГККП “Клуб народно-национальных видов спорта и массово-оздоровительной физкультуры”.
– Все восемь клубов содержались за счет бюджета и будут содержаться дальше в случае соответствующего развития клуба, его высоких показателей, – поясняет Мейрзат Калиев. – Ни у кого нет собственной недвижимости, спортзалы они арендуют. За исключением велосипедного клуба имени Винокурова, у которого в парке Горького свой велотрек. Мы продаем юридическое лицо, готовое предприятие, которое может зарабатывать – было бы желание! Важный момент: клуб можно приобрести в рассрочку сроком на 3 года. Цены в среднем 9–10 миллионов тенге. Все торги проходят в электронном виде, достаточно просто подать заявку. Никакого человеческого фактора!
Есть спортсмены, есть раскрученный бренд. Сейчас у руководства клубов нет заинтересованности – зарабатывать, развивать клуб. Мало кто из них организовывает спортивные секции. А ведь есть международный опыт. Например, в США, Европе все клубы – частные, и они хорошо зарабатывают на соревнованиях, шоу, продаже сувенирной продукции. У них много спонсоров. Хоккейный клуб “Барыс” продает шапки, майки с логотипом команды, и казахстанцы носят с удовольствием, им это нравится. Надо вовлекать молодежь в спорт более активно, у людей должно быть желание прийти на соревнования, купить билеты.
“Государство не бросит на произвол судьбы”
А что думает о передаче в частные руки спортклубов руководитель управления физической культуры и спорта Алматы Наиль НУРОВ?
– Как у руководителя городского спорта, у меня могло быть два мнения: “за” или “против”. Я выступил “за”. Это взвешенное решение. Считаю, пришло время спорту активнее вылезать из-под опеки. Конечно, государственный спорт – идеальная форма его развития. Вспомните советский спорт, лучшую спортивную систему в мире – китайскую. Но Китай может себе это позволить. В нашем случае исключительно государственное содержание немного развратило спортивное сообщество изнутри, сдерживает процессы, которые могли бы развиваться более активно. Все расслабились. Результат не особо волнует. Нет четкого KPI (показатель достижения успеха), когда говорят: на тебе деньги, дай результат. Главное – ты правильно заполни отчет, используй деньги, отчитайся и все. Мы реально закисли.
– Но ведь уже пытались продать баскетбольный клуб “Алматы”. Но что-то не пошло…
– Выставляя клуб на продажу, государство не акцентировало внимание на том, что мы приватизируем клубы. И что при этом акимат Алматы не отказывается от развития того или иного вида спорта. И не отменяет государственный социальный заказ. Если мы отдаем баскетбольный клуб Алматы в частные руки, это не значит, что со следующего года прекращается финансирование баскетбола. Оно сохраняется в том же объеме. В этом и главная фишка приватизации. Важно понимать – государство никогда не откажется от своих задач по развитию спорта, не бросит на произвол судьбы спортсменов.
Конечно, покупатели клубов имеют неоспоримое преимущество. Идеальный вариант – чтобы их выкупили руководители, спортсмены, ведь стоимость лота не такая заоблачная. Вспомните первую волну приватизации в 80-е, 90-е годы. Кто покупал парикмахерские, булочные, магазины? Их трудовые коллективы. Кто становился контрольным держателем акций? Руководитель магазина. Я говорю директорам, тренерам – покупайте. Большинство из них – фанаты своего дела.
Упаси тендер от аферистов
– Как дальше вы будете контролировать работу клуба, чтобы спортсменов не разогнали, соблюдался режим труда и отдыха и так далее?
– Условиями конкурса четко оговорено: в течение трех лет предприятие вообще не может изменять основной вид деятельности. Я не исключаю, что клубы будут продаваться, переходить из рук в руки. Но важнее – кто их купит? Я бы хотел, чтобы пришли такие люди, как Кайрат Оразбеков, Кайрат Боранбаев. Такие фанаты нужны, а не какие-то проходимцы-аферисты, которые видят там только корысть. Ее там нет! Своей сверхзадачей я вижу только контрольные функции. Сегодня мы распределяем деньги, следим, принимаем отчеты, согласовываем штатное расписание. Взять хоккейный клуб. Там по штатному расписанию административно-управленческий персонал составлял более 20 человек. Зачем это? Мы будем ходить по этим предприятиям и проверять, как идет освоение бюджетных средств, подготовка спортсменов… А за его PR, спонсоров уже должен отвечать владелец.
– Как считаете, выставленные лоты – перспективные для покупателя? Будут ли желающие их купить?
– На все клубы есть спрос, и нас это радует. У национальных видов спорта огромные перспективы. Внутри клуба национальных видов спорта будет произведен up-grade. Мы будем заказывать услугу на развитие конных видов спорта, асык ату, тогыз кумалак и других. Раньше он занимался организацией спортивно-массовых мероприятий в городе. Данную услугу мы уже отдали в рынок. У нас много фанатов баскетбола, волейбола, регби…
С другой стороны, мы переживаем. Потому что законодательство по части госзакупок я считаю недостаточно совершенным. В качестве примера приведу трагикомичный случай, когда в 2014 году право на проведение чемпионата мира по конькобежному спорту выиграл… студент из Семея. Авантюрист. Потом приехал в Ледовый дворец и сказал: я выиграл конкурс, давайте проведем.
– Руководители клубов разделяют ваше мнение, что нужно развиваться?
– Конечно, большинство перемены не радуют. Одно дело – ты привык работать по старинке, знаешь, что зарплата в любом случае упадет на счет. В этом году мы на 30 процентов уменьшили бюджет всех спортклубов города. И сказали: попробуйте сами зарабатывать – поискать спонсоров, продать майки со своей символикой, билеты на соревнования. Никто никого не привлек и не заработал.
Кто может участвовать в торгах?
Любой желающий, имеющий доступ к сайту www.gosreestr.kz и электронно-цифровую подпись. Покупателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Торги (аукцион, тендер) будут проводиться в электронном формате, на веб-портале реестра государственного имущества www.gosreestr.kz, предоставляющего доступ к электронной базе данных об объектах продажи. Здесь же размещена вся информация, касающаяся объектов приватизации, – оценочная стоимость, фотографии, правоустанавливающие документы и так далее.
Непосредственно объявления о выставлении на торги объектов будут размещены на их сайте (zakupinfo.kz), продублированы в городских изданиях, на сайте управления финансов города Алматы. Также вы можете обратиться в управление финансов по адресу: пр. Абылай хана, 97, телефон 8 (727) 272-23-48.