Речь в статье шла о жителе аула Кыркенсе Жанакорганского района Кызылординской области, руководителе крестьянского хозяйства Абсаттаре МЫРЗАБАЕВЕ, который реально имеет трех жен. Официально, конечно, он женат только на старшей, но и две другие являются полноправными членами семьи. После выхода в газете этого материала было немало комментариев. Тогда мнения людей разделились примерно поровну. Одни поддерживали мужчину, который обеспечивает все три семьи, другие возмущались тем, что он поступает не по закону.
Прошло шесть лет…
Напомним читателям, что Абсаттар и Шынар УТЕЕВА поженились в 1974 году, вскоре у них родился сын. Шли годы, сынишка подрастал, а других детей у них все не было. У казахов говорят: “Один сын – еще не сын”, имея в виду, что для продолжения рода одного ребенка мало. А тут и медики сказали, что Шынар после аварии иметь детей больше не сможет. Женщина долго думала о судьбе своей семьи и однажды решила найти для супруга… еще одну жену, которая смогла бы рожать ему детей. В 1988 году она предложила ровеснице Фатиме БОРБЕКОВОЙ, которая засиделась в девках, выйти замуж за своего мужа. И та согласилась! Свадьбу сыграли по казахским обычаям – шумно и весело. На беташаре Шынар держала за руку Фатиму, гостям они кланялись вместе.
Как рассказывает Шынар, Фатима родила Абсаттару двух дочек – Улбосын и Фаризу, причем девочки зовут мамой и ее, и Шынар.
“Мы – все три жены – ладим между собой, живем дружно. Самая младшая, Куляйхан, родила четверых детей. После того как девочки выросли, я решила, чтобы Фатима жила отдельным домом в Шымкенте, чтобы на время учебы девочкам было где жить. Они живут вместе с внуком моим, но летом все приезжают в родительский дом”, – рассказывает Шынар.
Идея о третьей жене исходила уже от двух первых. Это они обратили внимание на односельчанку Куляйхан КУНАЕВУ. Спокойная, приветливая девушка придерживалась казахских традиций. Когда женщины предложили ей выйти замуж за их мужа, она думала недолго, даже не посмотрела, что разница в возрасте у них с Абсаттаром 26 лет.
– Я пришла в эту семью, когда мне исполнился 21 год. Меня засватали по нашим обычаям – прислали сватов, заплатили калым. Тогда, в 2000 году, калым равнялся 60 тысячам тенге и 9 баранам. А мои родные дали согласие, когда я сама попросилась замуж за этого человека, – рассказывает третья жена Куляйхан. – Сейчас мы со старшей женой и детьми живем под одной крышей. Дети называют старшую жену Шынар “апа”, Фатиму – “дау мама” (“большая мама”), а меня просто мама. Наш муж никого особо не выделяет, для него все мы – и жены, и дети – одинаковы. Никого не обделяет ни лаской, ни материальными благами.
Дружная семейка
Когда Куляйхан пришла в дом, Шынар и Фатима бережно опекали молодую невестку. Та родила подряд 4 дочерей.
Многочисленная семья Абсаттара Мырзабаева, по рассказам сельчан, живет мирно и дружно. Вместе они воспитывают детей, советуются по всем делам и принимают общие решения. Все разговоры о незаконности такого образа жизни они пресекают на корню. Ведь сами выбрали и, похоже, нисколько не жалеют. Чтобы не навредить семейной идиллии, они не распространяются сильно о своей жизни. И не любят фотографироваться, чтобы не сглазили. Главное, по их мнению, в семье лад да мир и достаток.
– Если мужчина работящий, любит детей и может обеспечить достаток всем семьям, тогда можно спокойно брать несколько жен, – рассуждает Куляйхан. – Когда заболела старшая жена Шынар и была прикована к постели целых пять месяцев, то мы все вместе с детьми ухаживали за ней. Это же хорошо, когда о тебе есть кому позаботиться. Ну и еще один немаловажный фактор – чтобы в семье царил мир и лад между всеми женами, надо меньше слушать пересуды посторонних людей, разные наветы, и чтобы муж относился одинаково ко всем женам, не выделяя кого-нибудь из них.
И в этом плане Абсаттар оказался хорошим дипломатом и психологом, так как за все годы совместного проживания никто не припомнит какого-нибудь серьезного конфликта в семье.
Скептиков стало меньше
После выхода материала в нашей газете было немало враждебных откликов типа “Как можно, ведь мы светское государство и надо жить по законам” до “Развел, понимаешь, гарем”. Но интересная деталь, этот материал до сих пор на слуху у казахстанцев, и вектор обсуждения с годами поменялся резко. Давайте посмотрим некоторые комментарии.
Вот пишет Адильбек из Атырау: “Абсаттар, вы настоящий казахский джигит. Какие у вас жены хорошие, особенно младшая. Таких женщин не могут “охомутать” даже некоторые 30-летние парни, а вам удалось. Конечно, пользоваться уважением и любовью всех жен – это большой труд и умение. Я, например, сколько ни стараюсь, не могу снискать даже уважения у своей единственной и вечно недовольной всем жены. А вы подаете пример казахским мужчинам”.
Рахым из Семея пишет: “Конечно, чем гулять на стороне, обманывая каждый день жену и детей, лучше поступить, как вы. Надо начистоту поговорить с первой женой, все объяснить, взять разрешение на приход в семью второй, третьей жены. И тогда это будет человечный и честный поступок. Главное – чтобы мужчина мог обеспечить всех в материальном плане!”.
А вот мнения женщин. Гуля, также из Атырау, пишет: “Я за то, чтобы мужчина имел несколько жен, но при условии – он должен быть приверженцем шариата, чтобы не пил, не курил, обеспечивал всем необходимым своих жен и детей. Чтобы дал им образование, женил, выдал замуж. И призываю женщин – если мужчина соответствует таким критериям, то дайте разрешение им жениться еще, если сами не можете родить много детей. Надо думать не только о себе, но и о продолжении рода”.
Айнур из Алматы также соглашается с мнением большинства, что мужчина, который в силах обеспечить хоть четырех жен и всех детей, имеет право быть многоженцем. Она также советует брать жен своей национальности, в противном случае наш народ может вымереть. “Посмотрите демографию в соседнем Китае, там свыше 30 миллионов одиноких мужчин в возрасте старше 30 лет. И очень много их приезжают в нашу страну на заработки, женятся на наших девушках, тянут за собой сотни родственников. Как бы иностранцы не разобрали всех наших одиноких девушек”, – сетует она.
И тут же восклицает: “Кому, как не нашим депутатам, у которых есть средства и возможности, жениться во второй или в третий раз, чем заводить в столицах неофициальных токалок, живя двойной жизнью!”.
Конечно, есть в стране законы, нарушать которые никому не дозволяется, но есть и исключения из правил. И жизнь кызылординского фермера Абсаттара Мырзабаева – яркий пример этого.