Субсидии на сладкую жизнь - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Субсидии на сладкую жизнь

Субсидии на сладкую жизнь

Две недели назад аким Жамбылской области Карим Кокрекбаев дал пресс-конференцию в… Астане. Особых сенсаций не выдал. Зато скрыл от журналистов большую часть огрехов, которые допустил акимат области.

  • 21 Апреля 2016
  • 1704
Фото - Caravan.kz

Главное – красиво поклониться

В отчетах главное внимание аким всегда уделяет промышленности. Оно и понятно, когда-то Карим Насбекович делал карьеру на железной дороге. Был помощником машиниста, составителем поездов. Потом вырос до начальника Алматинской железной дороги и директора РГП “Международный аэропорт” (наши рельсы всегда стремятся в небо). Поэтому проблемы в развитии села вполне понятны. Хотя Жамбылская область именно сельская.

Давным-давно регион был “столицей” самой технической культуры – сахарной свеклы. Тогда под нее отводили до 50 тысяч гектаров земли. Четыре сахарных завода производили больше половины всего сахара республики. С тех пор все изменилось.

Во время пресс-конференции от вопроса журналистов о выращивании сладкого корнеплода аким изящно ушел. Правда, пообещал довести посевы до 10 тысяч гектаров.

Такая игра акима с цифрами особенно умиляет. На заседании в Таразе три месяца назад он пообещал резко увеличить площади под свеклу – до 12 тысяч гектаров. Теперь вот цифру скинул, на две тысячи.

В принципе, это небольшие площади, и область вполне может с этим справиться. Если в акимате создадут нужные условия. Но почему-то до сих пор этого не случилось. Если свести отчетность акимата, комитета по статистике, минсельхоза и СПК “Тараз”, то можно найти этому причины.

Делить надо уметь

Первое. В 2013 году акимат напланировал засеять 2,1 тысячи гектаров. Фактически крестьяне засеяли и собрали урожай только с 700 гектаров. В 2014 году хотели занять под свеклу 7,5 тысячи гектаров, а получилось 6 тысяч. В 2015 году планировали засеять 10 тысяч гектаров, засеяли по факту 5,3 тысячи. В общем, планы обладминистрации можно смело делить на два. И тогда получим реальную цифру.

В январе 2016 года Карим Насбекович потребовал довести посевы корнеплода до 12 тысяч гектаров. Значит, надо ждать реального урожая на площади в 6–7 тысяч гектаров?

Второе. Мурат Асильбеков, заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства, на том заседании рассказал:

– Крестьяне, которые в прошлом году сеяли, получили высокий урожай. Есть хозяйства, которые получили от 500 до 700 центнеров с гектара.

Вызывают большое сомнение цифры урожайности. В советское время недалеко от городка Шу было крупное прудовое хозяйство. В правильном хозяйстве регулярно спускают воду из пары прудов для очистки дна. На этом дне собираются иловые наносы. Почва там плодородная. Решили этим воспользоваться. Посадили сахарную свеклу. Урожай собрали шикарный. Корнеплоды выросли гигантские: ногу между рядами не поставить. На погрузку набирали самых крепких мужиков. Привезли на приемный пункт, посчитали урожайность. Вышло 600 центнеров с гектара. В это время в области гремели имена знатных свекловодов, которые собирали по 700–800 центнеров. Тогда поняли, что те урожаи дутые.

В наших условиях нужно менять технологию выращивания. Капельное орошение позволяет получить такой урожай. Другие виды – маловероятно.

Написанному верить?

– Люди, которые выращивают свеклу, получают субсидии, – рассказал “КАРАВАНУ” житель Кордайского района, не захотевший назвать своего имени. – Акиматы им платят примерно по 44 тысячи тенге за гектар. Я выращиваю люцерну. Это проще. Мне тоже положены субсидии на горючее, но там всего 1 000 тенге на гектар, поэтому не заморачиваемся. По акиматам не находишься. Да и когда эти деньги получишь?

Это проблема номер три. Судя по словам крестьян, за тем, что и сколько посеяно на полях области, никто не следит. Для этого нужна служба агрономов, которой в области нет. При каждом районном акимате есть агроном, но он не в силах проконтролировать работу всех крестьян. Поэтому отчетность, мягко говоря, не проверяется. Фермеры исправно подают заявление в отделы сельского хозяйства, мол, посеяли 10 гектаров кукурузы или свеклы. Их цифры исправно переносят в отчеты. Часто без проверки. А кто будет проверять? Агрономов не хватает. И кочуют показатели из доклада в доклад. А где нет контроля, возникает риск махинаций. Тем более деньги из бюджета идут большие.

Любой каприз за ваши деньги

Проблема четыре. Как техническая культура свекла – очень капризна. Она требует правильного севооборота и постоянного ухода, много тяжелого труда. Под нее годны только лучшие земли, да еще и поливные. Свекла требует аккуратного использования минеральных удобрений.

Для этого нужны нормальные агрономы и… много дешевых гастарбайтеров.

– Сахарная свекла – культура тяжелая. Не все с ней справляются, – рассказал “КАРАВАНУ” агроном хозяйства “Сарыбулак” Кордайского района по имени Турлыбай. – Техники у людей мало, на полях наши работать не хотят. Поэтому работают в основном мигранты. В прошлом году мы использовали только ручной труд. В этом взяли по вторичному лизингу две сеялки и два комбайна. Техника не новая. Но так… Пойдет.

Вторичный лизинг – это означает, что комбайн уже был отдан в лизинг, но потом покупатель не смог платить за технику. Поэтому продавец забрал и отдал ее другому. Снова в лизинг.

На том же совещании в январе этого года озвучили, сколько в области есть техники для работы со свеклой. 244 единицы. Это и сеялки, и копачи, и комбайны. Для Жамбылской области это не просто мало. Можно сказать, что ее нет.

Занимается лизингом свеклоуборочной техники СПК “Тараз”. Поначалу все было хорошо и замечательно. Жамбылская область – это такой регион, где можно продать любую технику, если только не надо платить деньги сразу. А тут лизинг! Плати 5–6 лет по частям. Красота! Ведь область сельская. Значит, бедная. Здесь фермеры гордятся сенокосилками “Ешка” (Е-302 и подобные ей) производства ГДР! Страны нет уже четверть века, а техника ее живет.

Но в 2014 году часть крестьян не смогла продать урожай. По словам самих фермеров, сахарные заводы вдруг снизили приемные цены. Нет денег – нет техники. СПК вынуждена была забрать 15 свеклоуборочных комбайнов у предприятий, пропустивших платежи. Всего тогда СПК собрала у себя 25 комбайнов и сеялок. Ее прямой убыток составил 10,8 миллиона тенге.

Почти мертвые души

– Цену, которую обещаем в начале года, мы не меняем до конца уборки. Все претензии крестьян, что им якобы недоплатили, нужно адресовать к акиматам. Они им что-то обещают, лишь бы те посадили. Потом обманывают. В итоге виновными оказываемся мы, – рассказали “КАРАВАНУ” в приемном пункте Меркенского сахарного завода. – Нам невыгодно обманывать крестьян. Наш завод загружен всего на 3 процента от мощности. Поэтому идем на все, чтобы только крестьяне выращивали больше сахарной свеклы. Чтобы поддержать крестьян, мы в этом году убрали главное требование по свекле – сахаристость. Теперь будем брать только по показателю загрязненности. Примем, помоем, взвесим и рассчитаемся.

Субсидии на покупку – это всегда бумажная работа. Получить бумагу от крестьянина – работа очень тяжелая. Поэтому нужно обучать их не только, как выращивать культуру, но и как правильно вести документацию. Этим, кстати, часто пользуются районные акиматы. От них поступают документы, где земля принадлежит одному человеку, обрабатывается другим, а урожай сдается третьим. И все законно.

В нынешнем году из бюджета для поддержки свеклосеющих хозяйств выделено 420 миллионов тенге. 220 миллионов – на покупку семян, еще 200 – на приобретение техники. Деньги большие. Соблазн их поиметь – тоже.