В Алматы мошенники переправили за рубеж 200 авто, находившихся в залоге у банков - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Алматы мошенники переправили за рубеж 200 авто, находившихся в залоге у банков

В Алматы мошенники переправили за рубеж 200 авто, находившихся в залоге у банков

В Алматы группа мошенников похитила около 200 (!) престижных авто, которые находились… в залоге у казахстанских банков второго уровня, и под носом таможенных служб переправляла их за рубеж.
Руководству некоторых банков эта история, возможно, послужит горьким уроком. Никогда не судимые, едва успевшие окончить экономические факультеты, мальчики из благополучных семей сумели найти в банковской схеме кредитования малюсенькую лазейку и использовали свой шанс на миллион процентов!

  • 22 Апреля 2016
  • 14650
Фото - Caravan.kz

О том, с чего все началось и что послужило причиной такого громкого успеха аферистов, рассказывает главный опер-уполномоченный по особо важным делам Южного регионального управления по борьбе с организованной преступностью департамента криминальной полиции МВД Республики Казахстан полковник Станислав ПОРТНЯГИН.

“Король” продаж – “Ленд Крузер-200”

По его мнению, предпосылкой для этого вида афер стали ошибочные действия сотрудников банков второго уровня.

– Все началось с того, что в конце лета 2013 года банки принялись продавать дорогие авто престижных марок в лизинг, – рассказывает полковник Порт-нягин. – Отметим, эта схема вполне успешно работает в ряде европейских стран, поэтому ее решили заимствовать и наши “банкиры”. Выложить все денежки за машины ценой от 100 тысяч долларов и выше готовы не все, даже весьма состоятельные люди. Но по условиям договора покупателям достаточно было внести от 10 до 30 процентов от стоимости, а остальную сумму они должны были выплатить, согласно условиям договора, постепенно и по частям. Надо признать, схема существенно активизировала процесс продаж авто, и к осени 2013 года он достиг своего пика. Предпочтение покупатели отдавали машинам “Тойота Ленд Крузер-200” и “Лексус-570”, “Ниссан Патрол”, “Мерседес GL и ML”.

Но вскоре банки забили тревогу: внеся 10 процентов от стоимости машины, платить оставшуюся сумму и погашать проценты большинство покупателей не торопились. Тогда руководство банков решило обратиться в правоохранительные органы. Была сформирована следственно-оперативная группа, которая сразу же приступила к расследованию. Однако, как выяснилось, найти покупателей – дело непростое.

Дело в том, что для заключения договора о продаже машины в лизинг требовались присутствие самого клиента, а также минимальный пакет документов: удостоверение личности или паспорт, справка о месте жительства и справка о доходах. По условиям договора, чтобы расплатиться с банком, покупатель должен был получать не менее, скажем, 500 тысяч тенге. Фактически человека не проверяли, а верили ему на слово. Не требовалась ни справка об отсутствии судимости, ни справка с места работы…

Расклад по мастям

Чем преступники и не преминули воспользоваться. Многие из них имели высшее экономическое образование и ранее работали в банках. Они создали группу, в которую вошли “вербовщики”, “лыжники” и “финансисты”.

Первые, в основном женщины, искали остро нуждающихся в деньгах граждан – “лыжников” (от выражения “делать лыжи”). И если те соглашались сыграть роль покупателя престижного авто, им выплачивали от 100 до 500 долларов США. Причем “лыжников” использовали втемную, поясняли, что оформляют машину для иностранной компании, а потом обязательно переоформят. Деньги для первого взноса выдавали “финансисты”, которые старались держаться в тени и не вступали ни с кем в прямой контакт.

Большинство “лыжников” оказались бомжами, ранее судимыми, наркоманами, инвалидами и даже психически больными людьми. Заполняя анкету, они писали, что являются коммерсантами, директорами фирм и даже владельцами крупного бизнеса. На самом деле у них не было денег даже на то, чтобы купить велосипед. Естественно, документы у этих “покупателей” были поддельными. Поэтому оперативникам пришлось накрутить десятки километров, бегая по адресам.

Когда машина попадала в руки “вербовщиков”, “финансисты” начинали искать покупателя. Как правило, новенькие автомобили стоимостью 100–150 тысяч долларов продавали на 20–30 тысяч долларов дешевле рыночных цен. Большинство похищенных машин уходили в Российскую Федерацию и Таджикистан. После успешной продажи немалую долю получали “вербовщики” и еще большую – “финансисты”.

Залоговому авто все дороги открыты?

Тут возникает вопрос: как авто, находящееся в залоге у банка, могло беспрепятственно пересечь государственную границу? Ведь когда машина продается в лизинг, то до полного погашения кредита на нее автоматически накладывается арест.

Но, как выяснилось, в нашем законодательстве имеется огромный пробел. Если все угнанные и похищенные авто вносятся в специальную базу данных, то подобной базы для залоговых машин и находящихся в лизинге не существует!

Проданные в лизинг машины в РФ и Таджикистане ставили на учет по поддельным документам, как пригнанные не из Казахстана, а из других стран.

В ходе расследования всплыл и любопытный факт: главари этой преступной группы, “навар” которых от продажи всего лишь одной машины составлял от 30 до 40 тысяч долларов, оказались… игроманами! И успели проиграть в казино немалые суммы.

Что касается казахстанских конечных приобретателей авто класса люкс, то хотя они и говорят, что ни о чем не догадывались, верится в это с трудом. Наверное, всем понятно, что авто с темным прошлым способно доставить своему владельцу массу проблем, однако люди, находясь в плену у собственной жадности, все-таки приобретают угнанные и похищенные машины. И очень зря.

P. S. В настоящее время уголовные дела по всем фактам мошенничества расследуют сотрудники следственного департамента МВД РК, которым удалось доказать причастность к хищению 45 автомобилей 17 граждан, шестеро из которых осуждены, семь дел направлено в суд, а четыре человека объявлены в розыск.