На какой системе ценностей должен строиться «Жана Казахстан» – эксперты - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На какой системе ценностей должен строиться «Жана Казахстан» – эксперты

На какой системе ценностей должен строиться «Жана Казахстан» – эксперты

Строительство «Нового Казахстана» предполагает не только кардинальные изменения в политической жизни, экономике, общественном сознании, но и необходимость формирования новой системы ценностей.

  • 17 Октября 2022
  • 564
Фото - Caravan.kz

Конечно, отмечают авторы Qmonitor, однозначного ответа на вопрос, что эта новая система ценностей должна в себя включать, не существует, но есть смысл хотя бы разобраться с тем, какие из ценностей, так или иначе присутствующих в нашем обществе должны стать приоритетными, если мы действительно жаждем обновления, а какие, напротив, будут помехой на пути к «светлому будущему».

Издание приводит мнение экспертов.

«Казахстанское общество становится всё более разнообразным, сложным, ценности его трансформируются на глазах,подчеркнул независимый исследователь Галым Жусипбек. — Новые формы идентичностей и социальных групп возникают благодаря глобализации, цифровизации, а также являются долгосрочным результатом реформ, начатых в предыдущие десятилетия. И это не просто объективный, но и необратимый процесс. Разумеется, его можно и нужно направить в правильное русло, если мы хотим построить реально новый демократический и правовой Казахстан, а не мифический, существующий только в каких-то программах и докладах».

По мнению эксперта, новая система ценностей должна быть построена на трех принципах, главный из которых – это уважение чести и достоинства каждого гражданина. Второй принцип –эмпатия (сопереживание), которую необходимо культивировать на всех уровнях общественной пирамиды. Третий– социальная справедливость.

«И еще одна основополагающая ценность для строительства «Нового Казахстана» – это экологичность. Она должна пронизывать все общество, от самых верхов властной пирамиды до широких слоев населения. Но самое главное условие – в трансформацию системы ценностей должны быть вовлечены все без исключения: и власть, и учёные, и простые граждане, независимо от их возраста, пола, национальности, политических и религиозных взглядов, материальных возможностей. В каждом нужно видеть и ценить прежде всего человека. Только так мы сможем создать сильное социальное государства с достойными зарплатами, пенсиями и пособиями, бесплатным и качественным здравоохранением и образованием, реально работающими социальными лифтами», отметил Жусипбек.

«Стратегии модернизации не новы — они применялись в разных модификациях и в различные исторические периоды,подметил журналист и преподаватель Арман Кудабай. — Одни страны благодаря им сумели сделать мощный технологический, экономический и политический рывок (вспомните хотя бы Сингапур). Другие же, несмотря на заметные достижения, так и остались далеки от решения целого ряда социальных, политических и общественных проблем (скажем, Турция). Почему? Потому что модернизация в основе своей предполагает качественные изменения институтов отдельно взятого общества с учетом требований современности, но с опорой на накопленный исторический багаж».

А такая стратегия, по словам эксперта, при кажущейся своей простоте имеет одновременно как положительные, так и отрицательные стороны.

Политолог Талгат Мамырайымов убежден в новой системе главной ценностью должны стать люди.

«Пока у нас не будет достаточных инвестиций в развитие человеческого капитала, ничего не изменится – мы так и будем продолжать беспечно и необременительно осваивать сырьевые ресурсы», — подчеркнул специалист.

Мамырайымов отметил, что необходимость такого подхода доказывает пример развитых стран Запада, чьи экономические успехи в первую очередь связаны с тем, что человек там стал главной ценностью, целью жизнедеятельности, а не средством, как у нас часто бывает. 

«Увы, слабо дифференцированная экономика, неразвитые культурная, политическая и научно-образовательная системы порождают в нашем социуме ограниченность социальных статусов, ролей и соответственно ценностей. Причём действующий в стране культ простого человека оформился еще в СССР как необходимый инструмент создания одномерного советского гражданина без каких-либо политических претензий. »,резюмировал эксперт.