7 октября на неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге президент РФ Владимир Путин поблагодарил президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева за поддержку русского языка в республике.
«Русский язык, безусловно, является языком межгосударственного общения, и, без всяких сомнений, это имеет практическое измерение, имею в виду, что в России работают, трудятся миллионы, без всякого преувеличения, граждан СНГ, которые помогают и России в осуществлении планов развития, ну и сами зарабатывают необходимые средства для поддержания своих семей», — подчеркнул Путин.
В публикации российского издания также упоминается, что сегодня, 14 октября, саммит СНГ в Астане поддержит инициативу президента Казахстана о создании под эгидой СНГ международной организации по поддержке и продвижению русского языка.
«Не могу не отметить важность и необходимость принятия такого решения. Это особенно актуально в условиях тотальной русофобии, которая искусственно насаждается сейчас в ряде стран», — отметил председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев.
Но то заявления официальных лиц. А как обстоят дела с русским языком в Казахстане на бытовом уровне? Особенно если вспомнить, что даже президенту пришлось комментировать появившиеся в городах Казахстана «языковые патрули»? Отвечая на эти вопросы, автор ссылается на слова Касым-Жомарта Токаева.
Казахи говорят по-русски лучше многих русских. Почему это неудивительно – эксперт
«Имеющиеся факты так называемых "языковых патрулей" — это все провокация, направленная на подрыв национального единства Казахстана. Все эти действия организованы профессиональными провокаторами, действующими по заданию специальных служб. На языке профессиональных специальных служб это называется активными мероприятиями. И они, к сожалению, имеют место в нашей стране», — заявил президент Казахстана 29 апреля этого года.
Далее автор рассказал, как на одной из центральных улиц Астаны решил купить какую-нибудь местную газету на русском языке.
«Много изданий на русском?» — спросил я продавца казаха.
«Достаточно. Покупают неплохо. Только вот не всегда интересно пишут», — ответил мне он со знанием дела.
«У вас отличный русский язык», — сделал я ему комплимент.
«А чего тут удивительного? Мы к русскому языку относимся как к богатству. Любой язык — это богатство. Зачем же мы будем лишать его своих детей и внуков?» — сказал мне в ответ продавец очень мудрые слова.
«И действительно, в Астане буквально все говорят на отличном русском. От сотрудников МИД Казахстана (ну им, правда, для работы положено знать несколько ключевых языков) до полицейских на улицах, к которым я подходил, чтобы узнать, как пройти, и уборщиц в гостинице. Все мои собеседники, к слову, были казахами, а не этническими русскими», — пишет автор.
Астана по сравнению с другими столицами бывших республик СССР продолжает приятно удивлять, подчеркивается в публикации.
«И, дай Бог, чтобы так было и дальше. От «активных мероприятий», конечно же, полностью невозможно избавиться — их ведь планируют и организуют профессионалы, которые не просто так зарплату получают. Но чем мудрее будут народы, которые целенаправленно пытаются столкнуть лбами, тем, без сомнения, будет труднее работать провокаторам. Зачем же им облегчать задание?» — подытожил автор статьи.