Чтобы стать просто “мы” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чтобы стать просто “мы”

Чтобы стать просто “мы”

...А потом они пошли в школу. Они – это три молодые женщины, уже получившие и среднее, и высшее образование. Пошли, чтобы учиться и учить не какому-то школьному предмету, а не познанной большинством науке общения. Потому что не понаслышке знают: мир здоровых людей и мир людей с ограниченными возможностями – это две разные вселенные, пересекающиеся иногда весьма болезненно.

  • 14 Апреля 2016
  • 1466
Фото - Caravan.kz

“С нами можно общаться”

Они – это руководитель костанайского общественного объединения “Рауан” Айсулу Джумабаева, член этого объединения Юлия Заводчикова и помогавшая им в работе психолог Екатерина Панчук.

ОО “Рауан” появилось в Костанае в 2015-м, когда инвалид III группы Айсулу и инвалид I группы колясочница Юля решили, что городу нужна НПО, которая бы объединяла инвалидов не по признакам нездоровья, а по интересам. Они молоды и точно знают: у молодых свои проблемы. Их нужно решать. И они готовы это делать объединившись.

“Уроки добра” не были их первым проектом,  в “Рауане” инвалиды активно учились хендмейду –  делать руками разные симпатичные штучки, а также изучали английский и казахский. Для старта нормально, но хотелось большего. И тогда девчонки придумали это.

Поначалу их проект под названием “Уроки добра” показался мне чисто просветительским: встречи со школьниками, разговоры о том, что правильно, а что нет… Но когда вчиталась в заявку на участие в конкурсе социальных идей, которую “Рауан” подал год назад, мнение изменила. И вот почему. Им самим предстояло 15 раз прийти в школы и в качестве дополнительного урока провести встречу. Рассказать детям о том, кто такие инвалиды, показать, какие они, в чем нуждаются и как с ними общаться. То есть о том, о чем наши дети, строго говоря, не знают ничего. Потому что по-прежнему лишь единицы инвалидов учатся в системе общеобразовательной школы, а тем более в вузах, передвигаются в общественном транспорте, бывают на концертах, спектаклях и выставках. И нужно для этого, помимо мозгов и желания, еще и изрядное мужество.

Айсулу Джумабаева

– Проект “Уроки добра”, профинансированный Фондом Первого Президента РК – Лидера нации, родился именно из этого жгучего желания сказать людям, что мы есть, мы такие же, как вы, вы можете нам помочь, если нам вдруг потребуется помощь! – рассказывает Юлия Заводчикова. – Сколько бы мы ни говорили об интеграции и инклюзии, сколько бы мы ни слышали об этом из СМИ, на уровне быта и простых человеческих отношений это не начнет работать без прямого контакта “нас”, инвалидов, с “вами”, здоровыми, чтобы в один прекрасный день мы все стали просто “мы”.

“А я уже помогал”

В принципе, проект Юли и Айсулу –  это шаг в сторону внешнего мира, все еще недостаточно доступного для людей с ограниченными возможностями. И то, как проект придумывали, как Юля лично ездила в Алматы его защищать, как потом реализовывали, –  тема особая.

Во-первых, когда заявка ушла на ярмарку социальных идей, ОО “Рауан” только начинало работать, а претендовать на серьезный грант можно было, имея хотя бы двухгодичный стаж работы. Поэтому надежда на получение денег держалась только на актуальности темы и на том, что в ней нерва было больше, чем бумаги. Можно провести сто семинаров   и напрячь свои нервы, волнуясь, хватит ли денег на кофе-брейк. А можно открыть дверь в школьные классы и сказать: “Здравствуйте, мы хотим, чтобы вы нас увидели и услышали!”. И это куда сложнее. Видимо, поэтому, невзирая на смешной стаж, грант на “Уроки добра” “Рауану” дали.

Во-вторых, когда все уже было решено и деньги пришли, оказалось, что в полной мере сделать все, как задумано, не выйдет. Рауановцы планировали провести анкетирование дважды – до встреч со школьниками и после. Просто чтобы понять, насколько дети изменили свое отношение к проблеме. В результате анкетирование им запретили. В управлении образования сказали, что такие вещи проводятся только с разрешения родителей. Мало ли что там у их детей будут выуживать. Предполагалось, что встречаться общественники будут со старшеклассниками, однако десяти- и одиннадцатиклассников вовлекать в “Уроки добра” запретили. Сказали, дети и так загружены подготовкой к ЕНТ. Им не до дополнительных нагрузок.

В результате общались только с девятиклассниками. И об итогах работы судили по косвенным признакам. Говорят, поначалу дети были напряжены, будто к ним пришли существа с другой планеты. И только постепенно начинали воспринимать гостей как просто людей, которым есть что рассказать и показать.

Юля Заводчикова защищает свой проект на Ярмарке социальных идей в Алматы

– Когда мы в одну из школ приехали впервые, то долго не могли туда попасть, поскольку во двор школы вели ступеньки. Дети и родители проходили мимо, кто-то разглядывал девушку в коляске, кто-то одергивал своего ребенка, чтобы не смотрел, кто-то спешил по своим делам. Никто не спросил, нужна ли нам помощь, и вообще старались не замечать нас, – вспоминает Юля. – Второй раз мы попали туда во время перемены, и старшеклассники сразу же подошли, как только увидели нас. Мне даже не пришлось просить помощи. Я начала объяснять, как лучше помочь мне спуститься по ступенькам, на что один из парней ответил: “А я знаю, в прошлый раз вам помогал”. Он быстро объяснил остальным, где и как нужно держать и куда наклонять. Вот так я на себе ощутила реальные результаты своей работы. Уверена, что эти мальчишки не пройдут мимо человека, которому будет нужна помощь. А молодежь у нас очень отзывчивая, просто почему-то не приучена к человеческим отношениям…

“Ты хочешь создать райский уголок”

Никогда не забуду, как известная в Костанае общественница Аруна Жаксагулова –  чемпион Казахстана по танцам на колясках, одна из активисток общественного объединения инвалидов “Умит-Надежда”, рассказывала о своем первом визите на большую областную, акиматовского уровня  собираловку. Подъехала наша Аруна –  красавица и элегантная женщина – на своей коляске к ресторану, где на втором этаже все это проходило, и… Дальше немая сцена. Внизу человек на коляске. Наверху с балкона второго этажа на нее смотрят сильные мира сего. Попасть к ним Аруна самостоятельно не может –  ступени. Ни пандуса, ни лифта… Вниз никто не торопится. Не то рукой махать:  мол, я тут, помогите, не то ждать… Естественно, в конце концов спустились и коляску наверх подняли. Но ощущения, конечно, были богатые.

С подобными эмоциями инвалидам приходится сталкиваться постоянно. Некоторые ломаются и стараются таких моментов избегать. Самые общественно активные учатся создавать вокруг щит, который позволяет не чувствовать себя уязвленным по каждому подобному поводу. “Рауан” выбрал третий путь – сближать “нас” и “их”.

Айсулу не понаслышке знает, что путь инвалида к активной жизни сложнее, чем у здорового человека. В свое время ей пришлось прервать обучение в педагогическом колледже, куда поступила по гранту. Ей тогда напрямую сказали: мол, такое образование не для нее, будет трудно работать с детьми. Среднее экономическое с красным дипломом, а следом и высшее образование она получала, когда отступили отчаяние и апатия.

Как показал проект, с детьми ей вполне нормально. С дураками –  да, сложнее. За прошедшие с тех пор девять лет Айсулу замуж вышла, сына родила и работу в своем НПО имеет, не самую денежную, зато любимую. Приоритетными направлениями своего общественного объединения Джумабаева по-прежнему считает интеграцию и трудоустройство инвалидов. Говорит, самые актуальные для молодых темы. Этому посвящены и новые проекты ОО “Рауан”.

– Я очень надеюсь, что они будут такие же живые, как “Уроки добра”, –  признается Айсулу. – Это для меня куда важнее денег. Надо мной друзья смеются, говорят: ты хочешь создать райский уголок.

– А это не так?

– Да нет, как раз очень так, – смеется она. – Ну пусть не совсем райский, но чтобы в нем было всем хорошо.

Марина ИЗОТОВА, КОСТАНАЙ