"Караван" открыл сезон охоты на браконьеров - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Караван" открыл сезон охоты на браконьеров

"Караван" открыл сезон охоты на браконьеров

Навороченные джипы и карабины, тепловизоры – арсенал современных охотников не оставляет никаких шансов диким животным. Их отстреливают круглый год, несмотря на запреты, миллионные штрафы и даже уголовную ответственность! Корреспонденты “КАРАВАНА” открыли сезон охоты на… браконьеров.

  • 20 Марта 2016
  • 3459
Фото - Caravan.kz

Двести километров от Алматы в сторону поселка Каншенгель Жамбылского района Алматинской области – и мы среди барханов и саксаульника. Название поселка переводится как “густые заросли кустарника шенгеля”. В песчаниках здесь обитают джейраны, теки, зайцы, по другую сторону карагандинской трассы – краснокнижные дрофы, а также корсаки, лисы, кабаны.

В десять часов вечера в степи достаточно светло, причина тому – полнолуние. Обычно в такую фазу Луны браконьеры сидят дома – животные привыкают к свету, а когда их высвечивают фарами, убегают, предупредили специалисты. Но страсть к охоте, как мы убедились позже, оказалась сильнее всех предрассудков и запретов…

Наш совместный рейд состоялся по инициативе природоохранной прокуратуры Алматинской области. Мы выехали с ее представителями, а также представителями полиции, РГП “Охотзоопром”, территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Алматинской области, отдела Юго-Западной Алакольской инспекции сразу после нападения неизвестных на инспекторов в Жамбылской области.

Напомним, наркодилеры обстреляли картечью служебную машину, ранили инспектора по охране животного мира Кайрата Жандарова, когда тот вместе с коллегой преследовал их в степи. Наши сопровождающие переживали за здоровье парня – он как раз находился в больнице. А мы, если честно, опасались и за наши экипажи – мало ли кто повстречается ночью в степи?

Браконьерство – приключение для элиты

В скромном придорожном кафе останавливаемся перекусить. Ночь предстоит длинная, холодная, куырдак будет как нельзя кстати, рекомендуют сопровождающие. К своему удовольствию отмечаю: такой вкусной и нежной баранины в городе я не ела давно! Что значит – живность паслась вдали от смога и грязи… За чаем узнаю некоторые секреты работы инспекторов.

– Этой зимой – как на курорте! – рассказывает инспектор по охране животного мира РГП “Охотзоопром” Аскар АБАЕВ. – Тепло, почти нет снега. Два года назад я работал в Жезказгане, так там зимой минус 40. В холод спасаемся горячим чаем, топленым курдючным жиром. Еще в машине с собой всегда несколько килограммов лука. Шкварки с хлебом и луком – просто объедение! А вот охотники часто пьют спиртное. С разгоряченными браконьерами разговаривать особенно сложно… Многие сразу переходят на повышенные тона: а знаешь, чей я брат или сват? Бывает, начинают убегать, мы отправляемся за ними в погоню. Гонки по бездорожью могут затянуться надолго…

Портрет современного браконьера ничем не отличается от того, что был пять, десять лет назад. Так, местные жители берутся за дедовское ружье в поисках пропитания. Но чаще идут на джейрана, кабана группы вооруженных до зубов охотников, которые не считают нужным покупать лицензию. Они выезжают пострелять дичь, когда им вздумается, используя навороченный арсенал для охоты.

Например, тепловизоры – специальные приборы, которые видят любые источники теплового излучения сквозь задымленность, снег, дождь, туман и небольшие преграды в виде кустарников. А тюнинг машин для охоты порой дороже стоимости самого автомобиля.

Нередко после удачной охоты в соцсетях всплывают скандальные фотографии с трофеями. Мужчин сопровождают жены, подруги, которые снимают происходящее на видео. Как и задержание, если оно происходит. Для отдельных представителей элиты это всего лишь приключение, говорят наши провожатые.

Знакомые охотники рассказали мне случай, как на одном из водоемов Алматинской области браконьеры настреляли целую гору уток – ради забавы. Но с собой не взяли ни одного трофея…

Я – дочь охотника, который родился и вырос в глухой деревне среди болот, лесов Сибири. У отца был охотничий билет. Дичь шла на пропитание, а из шкур пушных зверей шили шапки. Но во время запрета на охоту ни отец, ни его родственники в лес не выходили – по негласному “кодексу чести”. Помню, он рассказывал, как презирают тех, кто стреляет без разбору в молодняк, беременных самок. А если встречали таких в лесу, дело доходило до драки.

А вот самыми законопослушными защитники животных называют средний класс, иностранцев. Популярные у жителей других стран охоттуры приносят хороший доход казне, и на эти деньги закупается современное оборудование для патрулирования. Теперь у проверяющих есть снегоходы, джипы, рации. Раньше их экипировка в разы уступала браконьерской.


Полтора миллиона за семейство кабана

После сытного ужина мы отправляемся в степь. Наш уазик остановился на возвышенности. В темноте на расстоянии даже нескольких километров зоркий глаз инспекторов может разглядеть луч от прожектора, которым обычно пользуются браконьеры. Участники рейда постоянно держат связь друг с другом по рации. Кроме того, уазик оснащен GPS-навигатором, и наше местоположение знают в центральной диспетчерской.

Ожидание может затянуться надолго – браконьеры выходят на охоту под утро, когда дичь передвигается на водопой. В практике был и такой случай, когда любитель легкой добычи сам пришел в руки к инспекторам. Мужчина чуть ли не бросился под колеса патрульного уазика и предложил купить у него кабана. Его попросили проводить на место, показать тушу. Там и провели задержание, составили протокол, изъяли “вещдок”.

Около трех часов ночи выезжаем на дорогу – посмотреть обстановку. Сотрудники дорожной полиции остановили старую иномарку. В ней трое мужчин, один спит на огромных окровавленных пакетах. Слышу диалог. “Что везете?” – “Мясо, в город” – “Разрешительные документы есть?”. В ответ – тишина… Далее последовала стандартная процедура: осмотр, составление протокола. Выяснилось, что туши не говяжьи, а кабаньи. Вероятнее всего, браконьеры истребили целое семейство. И хотя себя они называли перевозчиками, сумма штрафа может составить более полутора миллионов тенге. Но все зависит от результатов расследования.

Машина, которую остановили полицейские, была забита тушами кабанов

Беспилотник вам в помощь

– Обычно меру наказания для нарушителей избирает суд, – поясняет прокурор природоохранной прокуратуры Алматинской области Данияр БАШКЕЕВ (он также отправился с нами в рейд). – Например, в прошлом году природоохранная прокуратура во время рейда выявила факт незаконной порубки саксаула. Примерно в 30 километрах, в степи, пятеро жителей села Айдарлы Жамбылского района рубили саксаул, загружали его в грузовые автомашины. Приговором Балхашского районного суда двое признаны виновными в совершении преступления, назначено наказание в виде привлечения к общественным работам на 200 часов. В другом случае в накопителе сточных вод Сорбулака рыбаки на моторных лодках ловили рыбу. На месте изъято 2 503 килограмма рыбы. Она предназначалась для продажи на рынках Алматы, Алматинской области. Постановлениями суда нарушители привлечены к административной ответственности – 15 МРП с конфискацией рыбы.

Как показывает практика, чем выше аппетиты браконьеров, тем больше они заплатят штраф. Так, за убитого джейрана грозят штраф 400 МРП (почти 850 тысяч тенге) и уголовная статья. Стоит ли час-другой адреналина таких последствий?

Кстати, рыбаков на Сорбулаке обнаружил беспилотный летательный аппарат. Позже заместителя специализированного природоохранного прокурора Алматинской области Руслана БОСАТБЕКА мы попросили рассказать, что это за умная машина помогает бороться с браконьерством:

– Летательный аппарат с высоты птичьего полета видит всех, кто ловит рыбу или охотится. Все фиксируется на камеру, качество картинки высокое. С помощью этого аппарата можно контролировать большую территорию, и оправдаться при таких неопровержимых доказательствах нарушители уже не смогут. Информацию с беспилотников мы активно используем в своей работе.

Устройство удобно использовать там, куда не подобраться человеку. Она очень экономична, а заряда батареи хватает на 20 минут…

Такие аппараты активно используют за рубежом разные службы – пограничники, дорожные полицейские. Областная природоохранная прокуратура уже вышла с предложением в минсельхоз о закупке беспилотников. А что – все дешевле, чем совершать облет бескрайних степей на вертолете или объезд на машине…

Алматы