Почему алматинские студенты становятся все более нервными - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему алматинские студенты становятся все более нервными

Почему алматинские студенты становятся все более нервными

Почему казахстанские студенты стали чаще страдать нервными расстройствами? Как справиться с туберкулезом среди молодых? Как научить их следить за собственным здоровьем? На вопросы “КАРАВАН. ЗДОРОВЬЯ” отвечает главный врач студенческой поликлиники Алматы Лайла ИМАНГАЛИЕВА.

  • 19 Марта 2016
  • 2941
Фото - Caravan.kz

– Алматы – город студентов. Здесь функционирует около полусотни вузов, в которых обучается почти 146 тысяч студентов. Около половины из них, 77 145 человек, обслуживаем мы. Это студенты 13 государственных, 5 коммерческих вузов и 7 сузов (средние учебные заведения). Все они получают у нас гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи. Конечно, как специализированная студенческая поликлиника, мы имеем возможность более тщательно заниматься здоровьем молодежи с момента поступления студентов на учебу. В начале каждого учебного года проводим массовые профилактические осмотры, выявляем многие заболевания и лечим их.

Расстройства психики в городе студентов

– Какие сейчас главные проблемы в здоровье молодежи?

– Сейчас на первом месте у нас стоят заболевания нервной системы. У многих студентов наблюдается пониженная стрессоустойчивость. Это примета времени. Наверное, в значительной степени этому способствует распространение во всех областях человеческой деятельности информационных технологий, Интернета, компьютеров, смартфонов и связанные с этим гиподинамия, малые  физические нагрузки, недостаток пребывания на свежем воздухе, а отсюда и кислородное голодание головного мозга. Поэтому в период, когда абитуриенты еще только сдают вступительные экзамены, наши психологи проводят среди них анкетирование. А с теми, кто показал низкую стрессоустойчивость, проводятся аутотренинги и беседы.

Среди основных причин нервных срывов и склонности к суицидальному поведению чаще всего семейно-бытовые проблемы, проблемы с противоположным полом либо с учебой. Летальных исходов у молодых людей с суицидальными наклонностями у нас не было, но попытки покончить жизнь самоубийством случались. И чаще всего среди девушек. При наличии показаний таких мы госпитализируем в центр психического здоровья.

Например, была у нас одна студентка, которая не могла сдать экзамен. В отсутствие подруг по комнате она приняла снотворные таблетки. А когда те вернулись с занятий, обнаружили ее спящей и не смогли разбудить. “Скорая” доставила девушку в больницу, там ее вывели из этого состояния. Потом она написала однокурсницам записку: мол, раз не удалось умереть от таблеток, то выпрыгнет из окна. Пришлось нам ее госпитализировать в стационар и взять под особую опеку. С такими пациентами обычно усиленно работают наши психологи. А сейчас мы установили еще и тесную связь со службой скорой медицинской помощи “03” и посредством электронной программы “Комек” наблюдаем за ее сводками. Как только выявляем в них своих студентов, сразу берем на контроль.

Болезнь курильщиков и безнадеги

– Чем еще страдают наши студенты?

– Большая проблема для нас – заболевание органов дыхания. И в первую очередь – туберкулез легких. Почти в 80 процентах случаев эту болезнь привозят к нам иногородние студенты из регионов. Она имеет тенденцию к распространению среди студентов начальных курсов, когда, попав из глубинки в крупный город, они пока еще не адаптированы к динамичной, полной стрессов жизни. Не соблюдают режим питания и сна, и в 50 процентах случаев не обеспечены общежитиями. Из-за недостатка средств вынуждены снимать дешевое жилье, в котором живут скученно, до 10 человек в комнате, и очень близко друг с другом общаются. Если хоть один из них окажется носителем инфекции, то риск ее передачи другим очень высок. Не зря говорят, что туберкулез – болезнь социальная. К тому же у всех них большая учебная нагрузка, дипломные, курсовые. А после 2–3-го курса все они стараются еще и подрабатывать. Из-за этого не высыпаются. Поэтому в момент, когда на вступительные экзамены заезжают абитуриенты, мы стараемся проводить им дополнительную читку флюорограммы. И в случае подозрения на туберкулез, пока молодой человек еще не имел контакта с другими студентами, направляем его на дополнительную диагностику и лечение в тубдиспансер. А после выздоровления он сможет спокойно сдавать экзамены и приступать к учебе. И, конечно же, мы боремся с таким фактором риска, как курение.

– Почему у нас столько курящих студентов?

– Наверное, из-за низкой осведомленности молодежи о вреде курения и отсутствия запрета. Они считают, что, приехав в большой город и вступив во взрослую самостоятельную жизнь, могут позволить себе все. Отчасти, наверное, это элемент самоутверждения для них. Конечно, мы показываем им видеоролики о последствиях этой пагубной привычки. Как от табачного дыма изменяются легкие курильщика, становятся черными, подверженными любым болезням, вплоть до раковых опухолей.

Мамы-беглянки

– И при любых заболеваниях, в том числе столь распространенных, как желудочно-кишечные расстройства, мы берем наших студентов на диспансерный учет и лечим бесплатно. Организуем стационары на дому либо лечение в нашем дневном стационаре. Есть у нас и женская консультация, где беременные студентки, наши будущие мамы, состоят на учете и получают необходимое лечение до момента родов.

– Они не стесняются идти к вам, даже если еще не замужем?

– В этом плане мы ведем соответствующую работу. Потому что часто во время медосмотров мы выявляем факты беременности уже на поздних сроках, допустим, 16–20 недель. Они скрывают это и не становятся на учет. А в это время делать аборт уже нельзя. Поэтому с самого начала учебного года, в сентябре, еще при заселении в общежитие наши акушерки осматривают студенток, беседуют с ними.

Был случай, когда в одном из вузов на следующий день после лекции нашей акушерки по беременности и контрацепции подруги привели к нам в поликлинику свою однокурсницу, скрывавшую свое “интересное” положение. Девушка сначала хотела прервать беременность. Но мы объяснили, что на таком большом сроке этого делать категорически нельзя. Тогда из-за страха перед родителями она хотела свести счеты с жизнью. Ведь для девушки в 19–20 лет первая беременность – это большой стресс. Потому наши психологи усиленно работали с ней, затем созвонились с ее родителями, поехали к ней домой, провели беседу с мамой и папой. И проблема разрешилась. Сейчас родители в курсе, что она беременна, и психологически ей помогают.

А одна из наших студенток умудрилась скрывать беременность до 39 недель. Она жила у тети, которая работала круглосуточно и ничего не замечала. А девушка утягивала живот и молчала. Но мы, когда такое случается, сразу стараемся провести беседу, во-первых, с ее парнем, затем с родственниками. Если у нас не получается их поженить, то мы всегда готовы помочь, никогда не оставим в трудной жизненной ситуации. Сопровождаем всю беременность. Объясняем ее родителям, что раз уж их дочь совершила такую ошибку, которую не исправить, то они теперь должны ее поддержать и помочь родить здорового ребенка. Также объясняем, если надо, что после 30-й недели беременности мы поможем ей оформить академический отпуск. Позже мама этой студентки звонила нам и благодарила за участие. И часто бывает, что после того, как такая молодая женщина уже рожает, появляется наконец и папа ребенка. Парни ведь тоже молодые, еще сами жизни не понимают, потому и боятся и поначалу скрываются. А кто-то взрослеет быстрее и осознает свою ответственность. И мы тоже стараемся дать им понять, что это не какое-то преступление, от которого теперь надо избавляться. И как можем стараемся сохранить и ребенка, и их брак.

В бой за медосмотр

– Рассказывают, будто у вас бывают очереди на медосмотрах?

– Была у нас такая проблема с очередями. Например, приглашаем студентов какого-то вуза пройти медосмотр. В 8 утра в поликлинику приходит староста группы и записывает своих студентов в список. А в это время группа в полном составе еще не проснулась, и подошли не все. При этом студентов других групп староста в кабинет врача не пускает. А потом получается, что очередь из тех, кто задержался, наслаивается на следующую, и студенты начинают выяснять между собой отношения. Девочки ругаются, парни дерутся. Чтобы избежать подобных инцидентов, мы ввели электронную очередь, как в банках. Установили терминал, в котором студенты берут талоны. И потом спокойно согласно номеру дожидаются своей очереди или на осмотр к врачу, или на рентген, на флюорографию или сдать анализы в лабораторию. Так мы упорядочили эти потоки.

Еще есть у нас свой сайт в Интернете, на котором студенты могут просмотреть нормативно-правовые акты или записаться на прием к врачу. А через терминал “Информационный киоск”  проверить прикрепление к поликлинике. Для этого к сканеру они подносят удостоверение личности, и сразу высвечивается, где он прикреплен. Там же имеется расписание работы врачей. И студенты могут оставить свои предложения по улучшению качества работы поликлиники, написать благодарность или жалобу на конкретного врача. Такое же приложение есть у меня на электронном планшете. И в любое время я могу посмотреть, кто что написал. Правда, анонимные жалобы мы не рассматриваем, только обращения, где указаны правильный номер телефона и имя заявителя. И благодаря этому инфокиоску мы выявляем пробелы в своей работе и устраняем их.

Имеется у нас и служба поддержки пациента, а с 2006 года в поликлинике существует молодежный центр здоровья, где каждый день с 9 до 18 часов все могут получить бесплатную помощь психолога, социального работника, врачей-консультантов. А в связи с тем, что пока высок риск распространения инфекций, передающихся половым путем, в том числе и сифилиса, в молодежном центре у нас ведут прием дерматовенеролог, гинеколог, акушерка и медсестра. А для внедрения правил безопасного секса там же мы бесплатно раздаем студентам презервативы.

– А практикуете ли вы запрет допуска к зачетам или экзаменам, пока студент не пройдет медосмотр?

– Не все студенты дисциплинированные, потому списки фамилий тех, кто не прошел медосмотр, мы рассылаем в вузы, а там сами решают, как обеспечить их явку. Нам важно, чтобы никто не выпал из поля зрения медиков. Да и студенты, когда понимают, что, если не пройдут медицинский осмотр, у них будут проблемы допуска к учебе, естественно, стараются во время прийти к нам.