Вершина айсберга
Дальше покатилось как снежный ком. Олимпийская чемпионка Екатерина Боброва (фигурное катание), многократный чемпион мира Павел Кулижников (конькобежный спорт), несколько членов мужской и женской сборной России по шорт-треку, включая чемпиона Олимпиады, мира и Европы Семёна Елистратова… Под подозрение попали не только российские спортсмены, к которым сегодня со стороны Всемирного антидопингового агентства (WADA) особое внимание. Марафонцы и стайеры из Африки и Турции, биатлонисты из Украины также провалили допинг-тесты. И это, по всей видимости, только вершина айсберга.
Милдронат всегда был популярен в странах бывшего СССР, в том числе и в Казахстане. Наши спортсмены испокон веков применяли его в качестве восстановительного препарата. Теперь необходимо в корне пересмотреть отношение к нему, иначе новых дисквалификаций отечественному спорту не избежать.
Раскрученная пустышка
Своим мнением по поводу милдронатной эпидемии поделилась с “КАРАВАНОМ” директор Национального антидопингового центра Майра БАКАШЕВА:
– Подобный вал положительных допинг-проб был, к сожалению, предсказуем. К примеру, в 2014 году WADA запретило предуктал, и в первые полгода на нем попалось немало спортсменов.
– Специалисты недоумевают по поводу включения безобидного милдроната в список WADA…
– Существует так называемая база данных по доказательной медицине. В группу А входят жизненно необходимые препараты. Например, инсулин или антибиотики, без применения которых может развиться заболевание и человек погибнет. Группа Б – это обычные субстанции, которые можно свободно использовать или заменить другими. А существуют еще плацебо, полезность которых никак не доказана. К ним, на самой последней ступени доказанности эффекта, относится и милдронат. Создатель этого препарата профессор Ивар Калвиньш сам говорит, что он не улучшает работоспособность и не используется при активных выступлениях, а нужен только для восстановления. Более того, спортсмены, использующие милдронат, наоборот, теряют физическую силу. Но, как известно, “реклама – двигатель торговли”, а фармакологический бизнес – один из самых успешных в мире с невероятными денежными оборотами. В свое время милдронат очень хорошо раскрутили, сделав его таким популярным.
Привычка пить
– Вы сами удивились, когда такая витаминка неожиданно попала в список WADA?
– Она оказалась там не вдруг. Сначала субстанция, которую WADA собирается объявить “вне закона”, помещается в программу мониторинга. Мельдоний оказался там еще в 2014 году. WADA не делало из этого секрета. В свое время в программе мониторинга находились, к примеру, никотин и кофеин. Эксперты изучают, действительно ли действие этого вещества повышает физические способности спортсменов. Затем наступает, скажем так, этап дискуссий. Каждая сторона может высказать свое мнение относительно той или иной субстанции. Мельдоний можно было обсуждать с мая прошлого года. Раз он в конце концов попал в окончательный список, значит, никто особо не возмущался и не протестовал.
– Многие ли спортсмены в Казахстане применяют милдронат?
– У меня нет точных цифр, но мы заранее всех предупредили, что его могут запретить. Спортсмены должны были сами постепенно отходить от использования милдроната. Тем более что многие из них отмечают отсутствие какого-либо эффекта при его применении.
– Зачем тогда его пить?
– Привычка. Я уже говорила об агрессивном маркетинге милдроната. К тому же большинство спортсменов получают лечение по месту жительства, в обычных поликлиниках. А там работают врачи, которые всю жизнь прописывают пациентам милдронат и при этом понятия не имеют о существовании запрещенного списка для спортсменов.
Не доверять WADA оснований нет
– Тогда непонятно, как эксперты WADA за год доказали то, чего не смогли за более долгий срок сделать другие медики, – установить прямое влияние милдроната на показываемые спортсменами результаты?
– Я знаю, как работают эксперты WADA. Уверена, что они изучили все разработки и научные обоснования, прежде чем прийти к такому выводу.
– А у вас есть на руках результаты мониторинга милдроната?
– Нет. Возможно, они опубликованы на сайте WADA. Но лично я их не смотрела.
– Получается, что Национальный антидопинговый центр не интересуется причинами запрета того или иного препарата? А если WADA, к примеру, запретит пить обычную воду?
– Такого не будет. В WADA работает целая экспертная комиссия, члены которой являются известными деятелями в области спортивной медицины. Многих из них я хорошо знаю, мы постоянно общаемся на разных семинарах. Любое решение этой экспертной группы обязательно на чем-то основывается, и у нас нет причин им не доверять. WADA всегда работает прозрачно, все предполагаемые изменения перед вступлением в силу обычно открыты для широкой дискуссии. Мы боремся с распространением допинга тем, что в первую очередь проводим разъяснительную работу, а только затем начинаем контроль.
Ежегодно WADA меняет список запрещенных субстанций: что-то убирается, что-то добавляется. В конце года мы предупреждаем спортсменов, тренеров и врачей о том, какие будут внесены изменения. Затем делаем то же самое в начале года. Это обычная плановая работа. К примеру, на днях мы встречались в стенах НОКа с представителями всех спортивных федераций, где еще раз напомнили про милдронат. Больше всего меня шокирует не количество подозреваемых, а то, что спортсмены такого высокого уровня не были вовремя осведомлены об изменениях в запрещенном списке. Ведь у них есть вспомогательный персонал: тренеры, врачи, фармакологи, которым отводится большая роль.
– Есть ли среди сдавших положительные пробы на мельдоний наши спортсмены?
– Пока у нас нет таких данных.
Нас тоже может задеть
“Пока” – ключевое слово в последнем ответе. Далеко не во всех командах были осведомлены о том, что милдронат ныне запрещен.
– Нам еще никакие бумаги не приходили, – признался “КАРАВАНУ” врач одной из национальных сборных. – Я только сейчас узнал, что с этого года милдронат ввели в группу запрещенных препаратов. Большие физические нагрузки влияют в первую очередь на сердечно-сосудистую систему. Чтобы нам спортсменов не загубить, мы даем милдронат в качестве профилактики и делали это почти все время.
– Теперь-то нет?
– Во всяком случае, я его очень редко назначаю. Чаще инозин (рибоксин), который мы получаем из Америки. Он с милдронатом разного действия, но тоже применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Инозин пока легален, но, думаю, его тоже могут запретить. Смотря какую цель преследует WADA. Если уж там взялись за Россию, то будут со всех сторон ее душить. И нас это тоже может задеть.