А он живой!
Алмат Сайжан – профессиональный музыкант, который может играть практически на всех казахских народных инструментах, обладатель призовых мест республиканских конкурсов имени Коркыта, Таттимбета, Курмангазы, а также именной премии Даулета Мыктыбаева. Сейчас он учит технике игры на кобызе студентов Казахского национального университета искусств.
Еще он автор таких известных произведений, как “Хан Кене” и “Наубет жылдар”.
– Я написал “Хан Кене” в 2005 году, пьеса посвящена его последнему походу и истории гибели. Личность хана Кене очень значима для истории нашего народа. В прошлом году я закончил “Наубет жылдар” – эта пьеса посвящена голодомору и жертвам репрессий 30-х годов, – рассказывает Алмат Сайжан.
Как признается музыкант, писать свои произведения он решил не ради славы, но в первую очередь, чтобы выразить в музыке собственное отношение к отдельным историческим событиям. Тем приятнее признание. А “Хан Кене” стал поистине популярным произведением в казахстанских оркестрах. Особенно часто пьеса исполнялась в прошлом году.
– Мы звонили в Атырау, Талдыкорган, другие города, где есть хорошие оркестры. Везде “Хан Кене” уже исполняется. При этом некоторые казахстанцы даже не знают автора этого произведения. Были даже такие предположения, что эта музыка очень древняя и автора уже нет в живых, – рассказывает руководитель собственной арт-студии Жанна АУБАКИРОВА.
Талантам надо помогать
С недавнего времени Жанна Аубакирова стала продюсером Алмата Сайжана. Она уверена, классическая и народная музыка сейчас востребована обществом, главное – правильно ее подать.
– Жизнь сейчас технически насыщенна. Видео- и аудиоэффекты, компьютерная графика… Всего этого так много, что идет уже пресыщение. Люди как никогда ранее стали нуждаться в живой музыке. Мы хотим им показать, что казахские народные инструменты – кобыз, сыбызгы, жетыген и другие могут звучать современно, – рассказывает Жанна.
Подтверждением этому можно считать первый концерт Алмата Сайжана. Зал на 300 человек был полон, среди гостей много молодежи, семьи с детьми. И каждый номер концерта проходил на ура. Алмат Сайжан и его коллеги с помощью традиционных казахских музыкальных инструментов смогли передать настроение как фольклорных, так и эстрадных и классических произведений.
Но кульминацией концерта, безусловно, можно считать выступление оркестра с произведениями “Наубет жылдар” и “Хан Кене” с автором в роли дирижера.
– Несмотря на то что “Хан Кене” очень популярен, сам Алмат, как дирижер, до этого момента его ни разу не исполнял. Он вообще очень скромный: так, до того как он пришел ко мне в студию, его произведения даже не были запатентованы! В прошлом году мы этот факт исправили, теперь, думаю, он будет получать авторский гонорар, – рассказывает Жанна Аубакирова.
Но пока молодому композитору приходится нелегко. Так, даже этот концерт в столице состоялся с большим трудом.
– Мы хотели этот концерт дать еще в прошлом году, когда по всей стране шли мероприятия, посвященные 550-летию Казахского ханства, но не смогли решить вопрос с финансированием. Обращались и в акимат, и в министерство культуры, и в оргкомитет ЭКСПО, везде нам сказали, что денег нет. В итоге сейчас мы проводим его своими силами. Поэтому очень благодарны филармонии, которая предоставила нам оркестр с большой скидкой и зал, – рассказывает Жанна Аубакирова.
Продюсер надеется, что удастся провести аналогичные концерты и в других городах, но пока планы под вопросом: собственных денег у арт-студии не так много, а спонсоров найти тяжело.
Между тем молодой композитор, видя, что его творчество востребовано публикой, строит новые планы. Алмат Сайжан мечтает в ближайшие годы обратиться к событиям 16 декабря 1986 года и мусульманскому сюжету о народах яджудж и маджудж.
Астана