Как-то в пылу нашей стратегической антиворовской кампании незаслуженно осталось в стороне, прямо скажем, эффективнейшее средство контроля за нашими денежками под названием “ревизионная комиссия”. Не любят о ней вспоминать и сами недобросовестные председатели КСК. “Наше местное зло”, например, поняв, что вот-вот ее привлекут за самоуправство, быстренько назначила себе правление из подружек в помощь, а про ревизионную комиссию ни гу-гу, как и нет ее в природе. На самом деле в статье 49 Закона “О жилищных отношениях” четко прописана обязательность ее избрания общим собранием собственников квартир и ее полномочия – “обязана проводить финансовую проверку каждого участка деятельности кооператива.
Ревизионная комиссия дает заключение по ежегодному отчету правления кооператива и по представленной правлением годовой смете доходов и расходов”. Ну, музыка просто какая-то, а не юридические нормы. На практике эта симфония означает: члены ревизионной комиссии имеют доступ к любым финансовым, банковским документам, договорам кооператива, инженерным справкам, протоколам собраний и т. д. Более того, по пункту 2 статьи 47 “ревизионная комиссия имеет право потребовать от правления созвать внеочередное общее собрание собственников”. Полномочия широчайшие и весомые, теперь остается определиться, как всем этим богатством воспользоваться.
Самое эффективное средство от воровства – войти самому в состав комиссии. Лазить по крышам и подвалам не нужно, разве что когда возникнут вопросы, например: а делали ли ремонт? За одобрением же отчета правление само придет и документики принесет. В этом случае у вас появляется возможность сверить все до тиыночки: сколько на счет поступило, сколько потратили, на что, есть ли одобрение общего собрания собственников квартир на эти работы и их стоимость и какие суммы на самом деле покрывают документы, представленные председателем. Про их любовь к операциям с наличными, к фантикам – товарным чекам вместо фискальных – мы писали в одном из прошлых номеров. Так вот у вас будет возможность этот налично-фантиковый рай прикрыть.
Когда вы поставите вопрос о том, что председатель КСК снимает все деньги со счета, выдает поставщикам услуг наличные под расписку или расходный кассовый ордер, вместо того чтобы перечислить это на счет и сделать бухгалтерию прозрачной, что за эти деньги он отчитывается либо товарными чеками с барахолки, не являющимися финансовым документом, потому что сколько хочешь – столько напишешь, либо вовсе простой распиской, что это есть не что иное, как схема, задуманная председателем, чтобы невозможно было проконтролировать расход денег, то собственники вас послушают, потому что вы не какой-то гражданин из соседней квартиры, а член ревизионной комиссии, а значит, толк в этом деле знаете.
В результате председателя КСК либо переизберут, либо обяжут вести учет, как это положено, и все операции проводить через банковский счет.
Как напоминание – все вышеперечисленное является схемой ухода от уплаты налогов, за что налоговая, извините за тавтологию, призы также не дает. Штраф накладывается не только на руководителя, но и на предприятие, то есть нас, собственников, и все деньги, поступающие от нас на счет, будут изыматься в пользу государства.
Но вернемся к ревизионной комиссии: не стоит опасаться, если вдруг другие ее члены окажутся менее принципиальными, отсутствие вашей подписи под актом проверки станет серьезным сигналом собственникам, чтобы этот акт не утверждать на собрании. Там же можно поставить вопрос об их переизбрании, но лучше всего войти в комиссию не одному, а вместе с единомышленниками, тогда вы сможете осложнить жизнь председателю с его ручным правлением не на шутку. К слову, это может служить одним из приемов по выдавливанию недобросовестного главы кооператива в тех случаях, когда большинство собственников не любят ходить на собрания, боятся что-то менять и вообще их хата с краю. И делать для этого ничего не нужно будет, просто невозможность поживиться чужими деньгами сделает пост председателя для вороватого господина-госпожи крайне неинтересным – сами уйдут.
Теперь о некоторых сложностях, которые могут вас здесь ожидать.
Крайне не рекомендуется соглашаться стать членом ревизионной комиссии людям, не умеющим говорить “нет”. В этом случае вас могут легко втянуть в финансовую аферу, попросив, например, подписать акт проверки, где на бумаге якобы все хорошо и никто ничего не ворует.
Такая услуга на языке права будет означать соучастие в хищении вверенных денежных средств. Уголовная ответственность в биографии еще никому не шла, так что со слабым характером там делать нечего. К слову, по закону “члены правления и члены их семей либо собственники, проживающие в одной квартире с членом правления” не могут быть избраны членом ревизионной комиссии. Так что все строго.
Алматы