Очередную пакость придумали хозяева электричества для алматинцев. Под шумок госпрограммы собственникам в жилые дома без спроса стали устанавливать новые электросчетчики. Ясное дело, за так никто стараться не будет, вот и в нашем случае счета за электричество возросли.
Ольга Петровна, будучи глубоко пожилым человеком, не сразу поняла, что происходит. Привычно подойдя к электрощитку, чтобы снять показатели, она обомлела, увидев вместо родного черного экранчика с цифирками незнакомый прибор. Понятно, стала сразу звонить соседям, те тоже не в курсе, набирают номер председателя КСК: “Да все нормально. Счетчики поменяли. Все бесплатно – не волнуйтесь…”. Повозмущавшись бесцеремонностью энергетиков, все разошлись, женщина записала показания на бумажку и пошла считать. Вот здесь-то и наступило валидольное потрясение: расход электроэнергии увеличился у старушки на 60 ватт за месяц против прежнего. Здесь уже успокоительное от председателя не подействовало, и она стала звонить нам.
Ольгу Петровну и других несчастливых обладателей новых приборов учета электроэнергии удивили не только цифры в квитанции, но и странная особенность “инновации” продолжать мотать киловатты, даже если все приборы в квартире выключены. Авторы нововведения объяснили это целым перечнем крайне необходимых манипуляций, которые чудо-прибору невозможно произвести без электричества и которые почему-то должен оплачивать потребитель.
Перечень выглядит так: архивирование данных месячных показателей с содержанием накопления общего, помесячного и посуточного потребления электроэнергии на период до шести месяцев; питание модема в период постоянной передачи всех сведений о потребляемой электроэнергии, работе счетчика, в том числе всех его показаний; принудительное дистанционное включение и отключение абонента от снабжения электроэнергией в случаях задолженностей либо по иным причинам; питание средств Wi-Fi дистанционного, при близком расстоянии – снятие показаний со счетчика на сотовый телефон, планшет или ноутбук; питание работы календаря с часами; подзарядка встроенного собственного электрического аккумулятора и т. д.
Меня особенно улыбнуло вот это: “питание работы календаря с часами” – ну прелесть какая необходимость. Если же говорить серьезно и перевести этот список с языка техночиновника на наш человеческий, то сводится он к следующему: сейчас, как вы знаете, ходят по домам учетчики электричества, записывают показания и передают в энергосбыт. Другие специалисты – электрики от энергосбыта – приходят и отключают должников. И тем и другим надо платить денежки.
Так вот денежки платить не хочется, а иметь все то же самое хочется, и придумал наш монополист такую штуку – установить чудо-технику, которая все будет делать за человека.
Сядет там в тиши кабинета электроменеджер, нажмет на кнопку компутера, и тут ему на экранчик выйдет: квартира № 1 в доме № 2 по ул. № 3, владелец Серикбаев “скушал” на эту секунду уже 90 ватт электричества, за прошлый месяц негодник не заплатил. И тут электроменеджер – ра-а-аз (!) на другую кнопку, и все – тю-тю (!), остался наш Серикбаев без электричества. Вот за ради такой красоты и удобства монополист вешает на нас свои расходы, как это называется на языке бизнеса, “по оптимизации расходов и модернизации производства”. При этом мы, собственники, по задумке авторов инновации будем платить за одно и то же дважды: траты на тех, кто ходил и кому монополист платил раньше, в тарифе остались плюс еще денежки за потребленную чудо-прибором электроэнергию.
Но вот насколько это все законно? На своем сайте монополист АО “Алатау Жарык Компаниясы” ссылается на реализацию “проекта АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии)”. Правила функционирования АСКУЭ для субъектов оптового рынка электрической энергии утверждены приказом министра энергетики РК В. Школьника № 248 от 30.03.2015 г.. В них ни слова не говорится о том, что данные приборы учета должны устанавливаться в жилых домах без ведома и согласия собственников квартир, естественно, что и сам механизм взаимодействия между нами и поставщиками электроэнергии не прописан.
Когда знакомишься с документом, складывается впечатление, что о нас с вами в правительстве речь и не шла – все положения правил касаются исключительно субъектов оптового рынка, к которым в Алматы, к примеру, относится компания “Алматы Энергосбыт”.
Это компания “Алматы Энергосбыт” должна была подавать заявление с приложением требуемой технической документации и просить о подключении к проекту. Ключевой момент – “просить о подключении, подать заявление”, то есть по замыслу кабмина подключать должны не силком, а исключительно по доброй воле. На каком этапе кампания из добровольной превратилась в принудительную, сказать сложно, так же сложно, как понять, каким образом субъектами оптового рынка вдруг стали собственники квартир.
К слову, информация о том, что “Алматы Энергосбыт” подал заявку на участие в проекте АСКУЭ, в открытом доступе отсутствует. Если эти сведения компания забыла разместить на своем сайте, то тогда возникает вопрос: а на каком основании без заблаговременного уведомления собственников квартир об изменениях условий договора на поставку электроэнергии вы это сделали? И почему не заключили новые договоры, где должен быть прописан новый механизм учета потребляемой электроэнергии, тем более что это влечет за собой дополнительные расходы собственников на оплату электроэнергии, потребляемой прибором?
Пропустив эти два шага, компания поставила данную инновационную процедуру вне закона. Ведь сразу три закона: Гражданский кодекс РК, Закон “О защите прав потребителей” и Закон “О жилищных отношениях” – никто не отменял.
Специально для профессионального противостояния монополистам приводим нужные статьи. Проще всего с профильным документом: только общее собрание собственников квартир вправе решать вопросы технического перевооружения (п. 5 ст. 42-1) и заключения либо расторжения договора с сервисной организацией (п. 8 ст. 42-1). Гражданский кодекс РК однозначно на нашей стороне: согласно ч. 1 ст. 380 – “Граждане свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена настоящим Кодексом, законодательными актами или добровольно принятым обязательством”.
Как мы выяснили, правила касаются субъектов оптового рынка, а не нас и носят добровольный характер, так что никто не имеет права выкручивать нам руки.
Ну и наконец, чтобы окончательно добить монополистов, Закон “О защите прав потребителей”: ст. 8 – “Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг). Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)”.
Статьей 10 данного закона вы можете воспользоваться, если так же, как и в случае с Ольгой Петровной, вас без вас женили: п. 2. ст. 10: “Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) повлекло: приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков”.
Направляете письмо с уведомлением на адрес первого руководителя и перечисляете все вышеперечисленные статьи, а внизу добавляете: “Требуем демонтировать прибор учета, установить прежний и выплатить понесенные расходы за энергопотребление прибора”.
К слову, противостояние инновационным выдумкам монополистов уже началось: Алматинская ассоциация КСК направила письмо в департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК по г. Алматы с просьбой разобраться с законностью данного решения монополиста АО “Алатау Жарык Компаниясы”.
Некоторые КСК провели общие собрания собственников, на которых те отказались от данной принудительной модернизации, и они готовят соответствующие заявления в компании-монополисты.
Вы можете присылать свои истории либо поделиться опытом побед с другими читателями “КАРАВАНА”. Ждем ваших писем на электронный адрес narod@caravan.kz.
Алматы