В редакцию медиа-портала Caravan.kz стало приходить очень много заявлений от читателей и вопросов, напрямую связанных с качеством медицинского обеспечения солдат срочной службы. Сегодня начальник главного военно-медицинского управления Вооруженных сил полковник медицинской службы Тимур Ошакбаев в эксклюзивном интервью ответил на них.
— Тимур Женисович, какова на сегодняшний день ситуация с заболеваемостью солдат срочной службы? По утверждению Комитета солдатских матерей, санчасти и госпитали «забиты до отказа». Так ли это? И как справляются военные медики с лечением военнослужащих?
— Военные медики с поставленными задачами справляются в полном объеме.
— Не сомневался, что вы именно так и ответите. Но проблемы-то с медицинским обеспечением в гарнизонах имеются серьезные. О них и министр обороны говорил, и Комитет солдатских матерей.
— Всего в наших госпиталях и лазаретах развернуто свыше 1000 коек. На сегодняшний день из них 65% заняты пациентами, 30% из которых рядовые срочной службы. 10% коечного фонда лечебных учреждений Минобороны содержится в постоянной готовности на случай массового поступления пациентов при чрезвычайных ситуациях.
— С какими в основном диагнозами солдаты попадают в госпитали?
— В основном военнослужащие срочной службы обращаются за медицинской помощью по поводу острых простудных, кожных заболеваний. Реже с обострением хронических заболеваний. Чаще всего это происходит в период адаптации к новым условиям и привыкания к возросшим физическим нагрузкам. В это время могут возникать расстройства органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата и другие. Все эти болезни успешно лечатся в военно-медицинских подразделениях, согласно протоколам, утвержденным Министерством здравоохранения. Хотя должен признать, что встречаются единичные(!) случаи заболеваний, не выявленных при призыве на воинскую службу. Этих военнослужащих мы дообследуем в наших военных госпиталях. Лечим и при необходимости определяем степень годности к воинской службе.
— Сколько военных госпиталей по всей республике, если не секрет? Как они оснащены? Какие проблемы, напрямую связанные с военными госпиталями, вам приходится решать?
— Медицинская служба Вооруженных сил располагает сетью военно-медицинских учреждений, в состав которых входят восемь госпиталей, четыре лазарета, три военные поликлиники, центральная военно-врачебная комиссия, Центр военной медицины, центральный медицинский склад, а также Санитарно-эпидемиологический центр с филиалами по регионам республики. Кроме того, медицинские подразделения развернуты в каждой воинской части. Оснащенность военных госпиталей, дислоцированных в городах Астане и Алматы соответствуют уровню больниц областного центра, города республиканского значения. Региональные госпитали и лазареты имеют соответственно уровень пониже.
В Вооруженных силах имеются несколько мобильных медицинских комплексов, подвижные санитарно-бактериологические лаборатории, дезинфекционно-душевые подвижные комплексы, бронированные медицинские транспортеры, эвакуаторы. Помимо этого на вооружении военных медиков есть модульный полевой госпиталь на 60 коек. Он оснащен операционными, реанимацией, модулями временной госпитализации пациентов. В нем есть диагностическое отделение с мобильным компьютерным томографом, боксы для инфекционных пациентов, отделение санитарной обработки. Госпиталь имеет автономное газо-электро-водоснабжение, модули для организации питания, закрытую систему канализации и кондиционирования тепловыми генераторами.
— По имеющейся у нас информации, ни в одном медучреждении Минобороны нет МРТ (магнитно-резонансный томограф). Почему? И что надо предпринять, чтобы он был? От кого зависит оснащение современным оборудованием?
— Аппараты МРТ относятся к очень дорогостоящему оборудованию и требуют немалых средств для его содержания и обслуживания. При этом потребность в исследованиях МРТ невысока. Но в военно-медицинских учреждениях ВС РК имеются два компьютерных томографа. В Главном военном клиническом госпитале в Астане и в военном госпитале Семея. В военном клиническом госпитале Алматы проводится процедура закупки нового компьютерного томографа. Все военнослужащие застрахованы в системе обязательного социального медицинского страхования. При наличии медицинских показаний им доступны все обследования, в том числе и МРТ, проводимые в лечебных учреждениях нашей страны, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
— Каких именно специалистов у вас не хватает? Как готовите кадры? Откуда набираете специалистов? Какие в связи с этим возникают трудности?
— Укомплектованность вооруженных сил офицерами медицинской службы составляет более 70%. Потребность существует в профильных специалистах: хирургах, нейрохирургах, урологах, терапевтах, кардиологах, офтальмологах, невропатологах. Главным военно-медицинским управлением организована стажировка медицинских и фармацевтических специалистов в военных госпиталях (лазаретах), в национальных и научных центрах, научно-исследовательских институтах и других организациях. На передовой: как переживают пандемию военные медики
Основные трудности вызывает срок подготовки квалифицированных специалистов. В отличие от офицеров общевойскового звена на подготовку военных медиков затрачивается гораздо больше времени. К примеру, окончив любое военно-учебное заведение за 4 года, офицер готов встать в строй и выполнять должностные обязанности. А специалист в области военной медицины после бакалавриата в обязательном порядке должен окончить интернатуру и резидентуру, а это как минимум 8 лет. Только после этого он становится профессионалом в своем деле.
Подготовка медицинских кадров осуществляется, как в Республике Казахстан, так и в странах ближнего зарубежья. В нашей стране военно-медицинских специалистов готовят в Военном институте Сил воздушной обороны в Актобе по договору с Западно-Казахстанским медицинским университетом. Курсанты военно-учебного заведения проходят подготовку по программе бакалавриата с последующим обучением в интернатуре. Кроме того, мы обучаем специалистов в Военно-медицинской академии им. Кирова в Санкт-Петербурге, на военно-медицинском факультете Ереванского государственного медицинского университета. Подготовка офицеров медицинской службы запаса ведется на военных кафедрах семи гражданских медицинских вузов страны.
— Как оплачивается труд военных медиков? Что делается для того, чтобы повысить денежное довольствие военнослужащих медицинской сферы. Военные медики получают гораздо меньше гражданских. Почему?
— Оплата туда военно-медицинских специалистов регламентируется так же, как и всех остальных военнослужащих отдельным постановлением Правительства. Размер денежного довольствия зависит от выслуги лет, классной квалификации (медицинской категории), воинского звания и других надбавок. Кроме того, военным медикам, как и другим военнослужащим доступны такие льготы, как ранний выход на пенсию, обеспечение жилищными выплатами и прочие льготы. Согласно постановлению Правительства от 31 декабря 2020 года предусмотрено и проводится поэтапное повышение должностных окладов военнослужащих – в 2021 году на 35%, в 2022 году на 20% и в 2023 году на 15%. Таким образом повышение должностных окладов по сравнению с 2020 годом в целом составит 70 %. Что касается гражданского персонала Вооруженных сил, то сейчас проводится работа по внесению изменений в нормативные правовые акты, касательно изменений оплаты за категорию.
— Какое существует взаимодействие между военными и гражданскими медицинскими организациями?
— Взаимодействие военно-медицинских специалистов с гражданским сектором здравоохранения организовано очень тесно. В рамках межведомственной работы осуществляется медицинское обеспечение масштабных учений, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и так далее. Во время пандемии коронавирусной инфекции были задействованы госпитали в городах Алматы, Астане, Талдыкоргане, Ушарале. Специалисты военно-медицинских учреждений городов Караганды, Усть-Каменогорска, Семея привлекались для работы в инфекционные больницы Караганды и Мангыстауской области. Кроме того, для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией близ Алматы в кратчайшие сроки был развернут мобильный военно-полевой госпиталь на 100 коек. Для его перевозки из Тараза и подготовки к приему пациентов потребовалось всего 2,5 суток.
В Астане и Алматы на базе военных госпиталей функционируют клинические базы медицинских вузов, где проходят обучение студенты, а военно-медицинские специалисты осуществляют преподавательскую деятельность. А на базе ведущих медицинских университетов проводятся совместные врачебные конференции. Также военные и гражданские медицинские специалисты привлекаются для консультации пациентов, находящихся на стационарном лечении в военно-медицинских и гражданских лечебных учреждениях.
Мы не забываем и о совершенствовании практических специалистов. Сейчас прорабатывается вопрос с руководителями национальных и научных центров, научно-исследовательских институтов и больниц о прикомандировании военно-медицинских специалистов, на существующие вакантные должности.
В текущем году посредством проведения государственных закупок приобретено 1100 путевок на санаторно-курортное лечение военнослужащих и военных пенсионеров. Их лечение проводится на базе санаториев «Балхаш» и «Асель», расположенных в Карагандинской и Туркестанской областях. Центр военной медицины Министерства обороны прошел сертификацию по международному курсу «Оказание неотложной медицинской помощи при травмах», что особенно важно в связи с участием наших подразделений в миротворческой деятельности в миссии ООН. Это первое военно-медицинское учреждение на территории стран СНГ, сертифицированное по данной программе. В этом году Республика Казахстан официально принята в межправительственную организацию «Международный комитет военной медицины» в качестве наблюдателя.
Работаем не покладая рук. Лечим. Постоянно совершенствуемся. За конструктивную критику от представителей комитета солдатских матерей рахмет. Все взято под контроль…