О том, как идет подготовка к международным стартам самого высокого уровня, корреспондент “КАРАВАНА” узнал у руководителя ГФ “Дирекция международных спортивных проектов Алматы” Асета Абдуалиева. Теперь уже экс-директор школы политического менеджмента партии “Нур Отан” занял эту должность в начале октября 2015 года.
– В связи с недавними кадровыми перестановками в ГФ “Дирекция международных спортивных проектов г. Алматы” мы так и не знаем, кому подчиняется и на чьем балансе находится эта структура. Проясните ситуацию?
– У нас есть органы управления нашей структурой. Главным из них является организационный комитет по проведению Универсиады-2017, который согласно приказу премьер-министра РК возглавляет вице-премьер, курирующий социальные вопросы. Раньше это был Бердыбек Сапарбаев, сейчас – Дарига Назарбаева. Заместитель – аким Алматы Бауыржан Байбек.
Это означает, что Универсиада-2017 у нас всегда была проектом республиканского уровня. Все финансирование мы получаем через городской акимат, однако с приходом на пост вице-премьера Дариги Нурсултановны статус Универсиады очень сильно повысился по одной простой причине – г-жа Назарбаева инициировала создание наблюдательного совета, куда входит порядка 8 рабочих групп. В них работают чиновники на уровне вице-министров и руководителей крупных компаний, которые и помогают подготовке нашего города к Всемирным зимним студенческим играм. То есть любой вопрос, который появляется в нашей работе, мы сразу выносим на рассмотрение рабочей группы, и он решается незамедлительно.
– Считаете ли вы, что сейчас, возглавляя дирекцию по подготовке Универсиады, находитесь на своем месте?
– Да. Очень правильный вопрос, и через вашу газету хотел бы развеять все сомнения. Я себя вижу проектным менеджером и человеком, который имеет опыт управления большими проектами. Универсиада – очень большой международный проект. Подготовка к Играм, а также их проведение – это то, чем я умею заниматься, то есть это и есть большая проектная работа. К тому же у нас есть полная поддержка всех спортивных федераций страны.
– Какие задачи были поставлены лично вам как человеку, который четыре месяца назад возглавил дирекцию международных спортивных проектов Алматы?
– Передо мною стоят три задачи. Первая из них – провести Универсиаду на самом высоком уровне. Вторая – сэкономить ее бюджет. Вы, наверное, в курсе, что мы уже его оптимизировали – вместо 33 миллиардов тенге на подготовку и проведение Игр-2017 должно уйти 17 миллиардов. Задача третья – через внебюджетные источники, то есть через спонсоров, через продажу билетов и лицензионной продукции заработать какие-то деньги на этом мероприятии.
– Кстати, а какова ваша зарплата на посту главы дирекции?
– Я получаю 270 тысяч тенге “чистыми”.
– Если с первой задачей все понятно – наша страна всегда проводила как спортивные, так и не спортивные мероприятия на самом высоком уровне – то со второй и третьей нужны пояснения…
– Время, когда государство закрывало полностью все расходы на подготовку и проведение какого-либо крупного мероприятия, прошло. Раньше государство деньги давало, оргкомитеты их осваивали. Сейчас не так – выделяется необходимый минимум, остальное мы должны либо сами заработать, либо найти инвесторов. Кстати, если в тенге мы сократили бюджет в два раза, то в долларовом эквиваленте – в четыре! И в данном случае актуален
формат государственно-частного партнерства (ГЧП). Простой пример: для Универсиады мы собирались закупать парк машин. Но зачем их покупать, когда можно взять в аренду? Есть много частных компаний, которые нам могут предоставить необходимый транспорт. Экономия? Экономия! Еще один пример – система билетирования. Раньше системы контроля доступа тоже приобретались, причем за немалые деньги. Сейчас мы видим, что и здесь можно сэкономить, то есть найти такие компании, которые, предоставляя в аренду оборудование, могут и сами заработать, и нам принести пользу. Однако мы экономим только там, где это можно сделать. На том же спортивном оборудовании и инвентаре мы экономить не собираемся. Тем более что эти атрибуты мы сможем использовать и после Универсиады для других соревнований. Мы видим хороший потенциал в ГЧП – мы поддерживаем бизнес, он помогает нам.
– А на чем Алматы, проводя столь серьезное мероприятие, как зимняя Универсиада, может заработать?
– Первый источник – спонсоры, причем серьезные. И у нас уже есть подтверждение, что некоторые из них готовы с нами работать. Почему? Да потому что Всемирные студенческие игры – солидные соревнования. Они привлекут внимание многих – примерная аудитория телепросмотров должна составить порядка миллиарда человек по всему миру.
Далее, туризм. Мы ожидаем приезда туристов не только из стран бывшего СССР, но и из Китая. Именно представители Поднебесной смогут проявить интерес и к Универсиаде, и к ЭКСПО – Китай выиграл проведение зимней Олимпиады 2022 года, поэтому у них появится большой интерес к зимним видам спорта. Еще один момент. Во время нашей Универсиады китайцы будут отмечать Новый год, то есть именно в это время у них праздничные каникулы, которые они смогут потратить на поездку в Алматы.
В общей сложности, мы планируем, что во время Игр к нам приедет 30–40 тысяч туристов.
Еще один источник доходов – продажа билетов на наши соревнования. Их мы собираемся продать в количестве от 200 до 300 тысяч. В зависимости от погодных условий.
– Будет ли перед нашей Универсиадой эстафета огня?
– Для популяризации крупных спортивных соревнований эстафета огня – очень важный элемент. Поэтому, даже несмотря на сокращение бюджета, факельное шествие перед Играми-2017 обязательно будет. Другое дело, что оно состоится не в том масштабе, что перед Азиатскими играми, которые прошли в 2011 году в Алматы и Астане. Мы сейчас подсчитываем затраты на эстафету огня, и, вполне вероятно, она будет организована только в двух казахстанских мегаполисах – Астане и Алматы.
– Как обстоят дела с подготовкой спортивных объектов Алматы, на которых пройдут состязания?
– Что касается ледовых дворцов, которые возводятся к Играм-2017, то все идет по плану. По 12-тысячнику мы даже идем с опережением – раскаточный каток уже сдали в эксплуатацию. Остальные будут сданы к Дню Конституции 30 августа. А с октября на них уже начнутся тестовые соревнования. Такую задачу нам поставила Дарига Нурсултановна. И мы ее выполним.
На лыжно-биатлонном стадионе, комплексе лыжных трамплинов и Шымбулаке надо только поставить систему искусственного оснежения. Это надо и для того, чтобы эти объекты в любое время после Универсиады могли принимать туристов, гостей и любителей зимних видов спорта. На “Медеу” и во Дворце спорта имени Балуана Шолака должен пройти небольшой ремонт.
– А “Табаган”?
– Там проведение соревнований зимней Универсиады мы не планируем.
– Что может сорвать успешное проведение Всемирных зимних студенческих игр 2017 года в Алматы?
– В истории Казахстана еще не было каких-то прецедентов, когда наша страна не выполнила международных обязательств. Поэтому нам ничего не помешает.