Почему земельный беспредел в Казахстане стал нормой - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему земельный беспредел в Казахстане стал нормой

Почему земельный беспредел в Казахстане стал нормой

Почему многочисленные скандалы, связанные со строительством, ведущимся в нарушение норм и законов, уже не удивляют карагандинцев? Да потому что земельный беспредел стал нормой в городе. Такое мнение высказал в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” известный общественный деятель, экс-депутат Карагандинского областного маслихата четырех созывов Дмитрий БОЙКО.

  • 27 Января 2016
  • 3209
Фото - Caravan.kz

– Дмитрий Макарович, как вы считаете, почему, несмотря на постоянную шумиху в СМИ и громкие уголовные дела, вопрос о земельных махинациях не снимается с повестки дня?

– Действительно, земельный вопрос по-прежнему одна из самых болевых проблем как в целом по стране, так и в нашем регионе. Он вызывает негативную реакцию во многом из-за бездействия или формальных отписок тех органов управления, которые в соответствии с Конституцией и законодательством обязаны противодействовать правовому беспределу. Ведь черным по белому в Земельном кодексе записано: “не могут находиться в частной собственности территории земель общего пользования (площадки, улицы, тротуары, парки, скверы, бульвары, внутридомовые территории)” (ст. 26, п. 107), “не допускается совершение сделок на землях общего пользования” (ст. 33). И тем не менее только в нашем городе проданы в частную собственность несколько сотен земельных участков на тротуарах, в парках, ботаническом саду, площадях, скверах. Около 500 земельных участков были самозаняты на внутридворовых территориях.

– Вы не могли бы конкретизировать? О каких именно участках идет речь?

– Примеров немало. Вопреки собственным постановлениям от 8.05.2007 г. и 24.01.2012 г. “О землях общего пользования”, в которых дан перечень 185 наименований земель общего пользования, которые не подлежат продаже в частную собственность (в том числе под № 152 указаны внутридворовые территории), они, увы, застраивались. Особенно в новом городе, где в действующем генеральном плане застройки Караганды никакого строительства быть не должно. Но нашим чиновникам ни законы, ни требования главы государства, ни генеральный план не указ!

Приведу далеко не полный перечень за предыдущие 2009–2013 годы: торговые центры на площадях перед ЦУМом, пристройка к торговому дому “Абзал” на площади возле него, жилые дома и котельная в бывшем ботаническом саду, десятки жилых домов по ул. Ботанической, пристройка к магазину автозапчастей по ул. Ленина, 45 (изъяли около 50 кв. м. тротуара), жилой дом на внутридворовой территории по ул. Ерубаева, 47, строительство на внутридворовой территории по ул. Гоголя, ведущееся рядом с офисами областных и городских органов управлений. Есть опасения, что будет построено помещение на внутридворовой территории на бульваре Мира, 46.

В городе были изъяты тысячи квадратных метров тротуаров для пристроек к магазинам. Только за 2010–2014 годы, по данным уполномоченного органа, выявлено 70 самовольно захваченных земельных участков и 3 000 неосвоенных.

– Как же такое могло случиться?!

– Давайте попробуем разобраться. В Земельном кодексе существует 10 статей (139–148), посвященных охране земель и государственному контролю за их использованием. В Уголовном кодексе и КоАП РК имеется более 10 статей, по которым предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в вопросах землепользования. Действовавшая в Караганде до 2006 года инициативная группа “Наш город” выявила отсутствие в областном центре действенного и системного контроля в вопросах законности выделения и застройки земельных участков. Скажу конкретнее – его практически не было, почти нет и сегодня. Поражает и то, что уполномоченные надзорные органы знают, что эта сфера наиболее коррупционная, они читают и слушают материалы о вопиющих фактах нарушения, но мало что делают для восстановления законности.

– Выходит, госслужащие, отвечающие за землепользование, предоставлены сами себе?

– Посмотрите: руководители отдела земельных отношений в Караганде меняются в среднем через 1–1,5 года, численность ответственных работников в нем мизерная, зарплата низка, а знание законодательства и его соблюдение чаще всего не выдерживают критики. При этом в городе имеется большой спрос на земельные участки, а предложений не очень много, что является питательной средой для коррупционных преступлений.

Суммируя вышесказанное, повторю общеизвестное: все наши беды в малопрофессиональных, коррумпированных органах управления. В Японии на 127 миллионов населения госслужащих около 10 тысяч, а у нас на 17,5 миллиона в 8 раз больше, но качество жизни и законопослушания в Японии и у нас, все мы знаем, – это небо и земля.

– Но ведь в свое время лично вы и другие общественники шахтерской столицы сумели остановить “земельный беспредел”…

– К сожалению, моя правозащитная деятельность большим успехом не увенчалась. Могу отнести в свой и моих коллег актив лишь прекращение застройки Центрального парка культуры и отдыха, парка у Вечного огня, снос незаконно строившегося здания офиса во дворе домов по ул. Ленина, а также прекращение работ по предполагаемому строительству здания возле театра им. К. С. Станиславского и точечной застройки в центре города, в том числе в сквере у железнодорожного вокзала площадью более 3 га. Это было в 2006–2009 годах. Хочу напомнить, видя земельный беспредел, я инициировал создание группы “Наш город”, которая в течение 2004–2006 годов немало сделала для его прекращения. Мы регулярно проводили сходы горожан, пресс-конференции, давали интервью телеканалам, добивались от акимата города права на проверку документов и соблюдения госслужащими законодательства. Нам с Галиной Пак удалось добиться приема у прокурора области, коим тогда был Серик Караманов. Мы рассказали ему о вопиющем беззаконии, что подтолкнуло его к практическим действиям, итогом которых стало заседание коллегии областной прокуратуры в январе 2006 года и освобождение от работы бывшего акима Караганды Юрия Литвинова. Существенную поддержку в то время оказал нам и бывший аким Карагандинской области Нурлан Нигматуллин, местные газеты и телеканалы, которые широко освещали деятельность инициативной группы.

– Коль уж в городе начался второй виток земельного беспредела, почему бы не применить наработанный вами опыт сегодня?

– Вряд ли это возможно сейчас. Горожане стали пассивными, они свыклись с нарушениями и возмущаются в основном на кухне. Я живу в Караганде почти 60 лет, но такой апатии и безволия у ее жителей не помню.

– Но что-то ведь сделать можно? Или карагандинцам остается просто свыкнуться с мыслью, что земельный беспредел неизбежен и непобедим?

– Дабы остановить беззаконие, необходимо, чтобы в городе были граждане, а не молчаливое и пассивное население. Нужно прежде всего хорошо знать Конституцию и законодательство. Объединяться в соответствующие структуры, запрашивать необходимую информацию, которую чиновники в соответствии со статьей 18 Конституции РК обязаны давать гражданам, проводить сходы, приглашая на них должностных лиц. Эту работу предавать гласности через СМИ, “загружать” запросами прокуратуру, которая обязана выявлять и устранять нарушение законов, и избранных вами депутатов. Жители домов № 1, 3 по улице Ленина показали пример такой гражданской позиции, и вместе мы добились демонтажа офиса.

В 2016 году будут выборы депутатов мажилиса и маслихата. Советую избирателям отказать в доверии тем партиям и нынешним депутатам маслихатов города и области, которые ничего не сделали для защиты их прав. Депутатов-”обещалкиных и “молчунов” с депутатскими мандатами, которых ныне по меньшей мере половина, в ходе предстоящей избирательной кампании замените на тех, у которых совесть не коррумпирована, достаточно энергии и настойчивости для выполнения своих обещаний и служения своим работодателям.

Если говорить в более глобальном масштабе, считаю, назрела необходимость законодательно определить, что любой государственный служащий, нарушивший в течение года два и более раз законодательство, лишается права работать в государственных органах в течение пяти лет.