100 тенге за гектар
Основная задача закона – передача земли в частные руки через ее приватизацию посредством аукционов. В Земельный кодекс была введена новая статья – № 48-1 “Особенности приобретения земельного участка сельскохозяйственного назначения, который находится в государственной собственности, на торгах”. Согласно этой норме аукционы должны проводиться на повышение или понижение от кадастровой стоимости.
Какой будет цена земли – пока неизвестно. Аукционы как раз и нужны, чтобы определить спрос. Но главное – не допускается продажа участка земли по цене ниже половины его кадастровой стоимости.
В одном из выступлений заместитель министра национальной экономики Каирбек УСКЕНБАЕВ заявил, что правительство желает выручить от продажи более 1 триллиона тенге. Но не уточнил, сколько земли оно хочет реализовать. Если посчитать по минимуму, то средняя цена выходит просто смешная – 10 200 тенге за 1 гектар. И тут начинается самое интересное.
Аукцион неслыханной щедрости
В законе нет четкого указания на то, что нынешний арендатор имеет преимущественное право выкупа земли, которую он сейчас арендует, рассказал “КАРАВАНУ” президент республиканской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов “АгроСоюз Казахстана” Алик САГИНДЫКОВ.
– Сейчас получается такая ситуация: если вы имели земельный участок на праве аренды на 49 лет, то вы можете выкупить этот участок по льготной цене в размере 50 процентов от кадастровой стоимости с рассрочкой до 10 лет. Формально. Но документа, который расписал бы правила проведения аукциона, пока нет. Правительство обещает, что он будет подготовлен весной этого года. Все заинтересованные стороны – фермеры, арендаторы, эксперты – говорят, что хотели бы видеть более прозрачный механизм, чтобы он мог пошагово объяснить, как фермеры могли бы выкупать землю. Но ситуация уже показывает, что там будут свои тонкие моменты.
Не все нынешние арендаторы смогут выкупить свои участки. Понятно, что никто не будет продавать землю по 10 000 тенге за гектар. Тем более когда курс тенге к мировым валютам упал в два раза. В свое время “АгроСоюз Казахстана” предлагал, чтобы фермеры, которые добросовестно исполняют свои обязательства как арендаторы, могли получить землю по более низкой цене. Также было предложено сохранить сам институт аренды земли. Но все эти предложения комитет по строительству, ЖКХ и земельным ресурсам министерства национальной экономики не учел. Видимо, для того, чтобы не снижать скорость принятия всего Земельного кодекса.
Решение о продаже может принять местный акимат. Значит, у крестьян эту землю заберут. Ее продадут более богатым гражданам, у которых эти фермеры станут наемными работниками. Что в конечном счете приведет к тому, что основная их масса останется безземельной. Земля же станет ресурсом, который позволит формироваться слою латифундистов. И, скорее всего, ее выкупит местная элита.
Сегодня в Казахстане 97,7 миллиона гектаров земли сельхозназначения находится в долгосрочной аренде. Это почти 99 процентов всей пригодной к использованию земли. В частной собственности находится всего 1,2 процента (или 1 988 тысяч гектаров). Это данные министерства национальной экономики. То есть через аукционы пройдет практически вся земля страны.
Свет с юга
Скорое принятие прежнего Земельного кодекса в 2003 году и недоработка механизма передачи земель в аренду уже привели к созданию крупных латифундий. Особенно на севере страны. Они владеют десятками тысяч гектаров. При этом оформлены как крестьянские хозяйства и платят налоги по упрощенной схеме, поскольку законодательство не ограничивает право владения землей. В то же время они получали огромные субсидии.
Прошло 12 лет. Земля так и не стала элементом рыночных отношений. Почему? Сам кодекс не позволял этого сделать. Да и невыгодно было. Легче брать участок в аренду и, используя экстенсивные методы, быстро получать прибыль. Так поступает большая часть крупных производителей зерна в Северном Казахстане. В результате миллионы гектаров земли деградированы. В мае прошлого года Президент РК на расширенном заседании правительства сказал, что 9 миллионов гектаров плодородной некогда земли уже выведены из оборота. Это показали результаты инвентаризации. Исполняя поручение главы государства, министерство нацэкономики по-быстрому и написало проект кодекса.
Вообще новая редакция Земельного кодекса принималась в большой спешке, и потому никакие рекомендации министерство не принимало. В результате весь кодекс состоит из оговорок на еще не разработанные законы и приказы заинтересованных госорганов. И в нем нет ни одного намека на прозрачность принимаемых решений. А это уже основание предполагать, что все вопросы будут решаться кулуарно.
Например, кодекс предполагает проведение аукционов в течение одного года. При этом акиматы наделяются правом изъятия земель у недобросовестных арендаторов. Возникает вопрос: как будут изыматься участки и в какие сроки? Закона, который регулирует эти вопросы, пока нет. Министерство обещает подготовить его опять же к весне. Но к его написанию вновь не привлекаются эксперты, документы не обсуждаются открыто.
Пример в земельных отношениях, считает Алик Сагиндыков, нам следует брать с соседней Киргизии.
– Там не так давно был принят закон о пастбищах. При распределении земель для отгона животных создавались земельные комитеты – органы общин. В них входили местные аксакалы, авторитетные люди, представители власти. Все решалось прозрачно, в ходе обсуждения, – рассказывает эксперт. – Такой механизм можно было распространить и в Казахстане, в форме местного самоуправления, но законодательно мы не готовы к такой работе. И здесь вызывает опасение право акиматов изымать земли у арендаторов. Кто будет это делать? На основании каких решений? На каких условиях это будет происходить? Кому это будет перераспределено? Я так понимаю, что все это будет происходить на основании решений маслихатов. Но все это, думаю, будет непрозрачно. Тут уже прослеживаются коррупционные схемы.