Об этом бесстрашии в прошлом году даже сериал сняли. В соцсетях он набрал 2 миллиона просмотров. Речь об Обуховском горно-обогатительном комбинате (ОГОК) в Северо-Казахстанской области. Эта детективно-криминальная история, которой уже больше 10 лет, разрывает логику и здравый смысл, как снаряд кошку, передает корреспондент медиа-портала Сaravan.kz.
История «болезни»
Есть рентабельное предприятие, которое добывает руду, экспортирует продукцию, создало новые рабочие места (там и зарплаты сейчас на зависть районному акиму), честно платит налоги. Но акимат Тайыншинского района вдруг запретил горнякам работать на одном из участков. И продал эти 9 гектаров одному местному фермеру. Как будто он сможет пополнить казну района круче ГОКа. Может, в райакимат нужно направить спецбригаду «санитаров» из аудиторской палаты? Неужели рядовой фермер сумеет перекрыть по налогам успехи горнодобывающей и перерабатывающей компании на девяти гектарах? Он что, волшебник Мичурин? Или просто «подстава» от акимата? Так тоже можно?
Справка «Каравана»
С 2011 по 2017 год ГОК (владелец – компания «Тиолайн») экспортировал 28 тысяч тонн продукции более чем на 25 миллионов долларов.
При этом покупатель земли Кобзев знал, что судебные тяжбы по участку продолжаются, что до финиша разбирательств еще далеко, но все равно пошел на риск – взял проблемный участок. Добровольно ли?
А еще правоохранительные органы, по словам бизнесмена Виктора Долгалёва – владельца ГОКа, начали изымать продукцию предприятия. Хотя вопрос об отзыве у него лицензии тоже не решен окончательно. На каком законном основании изымали? Нет ответа.
Попутно районный акимат написал на Долгалёва заявление в полицию. Там посчитали, что деятельность ГОКа нанесла аппарату акима ущерб более чем на СЕМЬ с половиной ТРИЛЛИОНОВ тенге. И судья Досаева вынесла решение в пользу акимата.
Так 430 людей остаются без работы.
Для сравнения: весь бюджет Северо-Казахстанской области в этом году составляет 323 миллиарда тенге. Республиканский – примерно 15 триллионов. Это чем же должен заниматься ГОК, чтобы нанести такой ущерб аппарату райакимата? И кто тут потерпевший? У кого-то чайник выкипел, а новый не заказали?
Если начало положено, то конца не избежать?
В 2005 году Долгалев выкупил ОГОК. Тогда ему помогли два россиянина, которые заняли ему пять миллионов долларов – взамен на 56 % акций конторы. Нормально. Доверчивый Долгалев сразу купил на них оборудование для завода по переработке руды, из которой производили цирконий.
Справка «Каравана»
Этот минерал используют в ядерной энергетике, медицине, производстве смартфонов, мониторов, в космических проектах. ТОО ОГОК, владельцем которой является Долгалев, входит в мировую пятерку производителей цирконового концентрата.
Черт с ними, российскими «инвесторами», которые, как выяснилось позднее, просто хотели продать предприятие вместе с горным отводом. То, что это была мошенническая схема, стало известно позже, когда эти два «камарада» «кинули» Долгалева. И даже вывели Виктора Ивановича из состава учредителей компании решением Санкт-Петербургского суда. Как такое возможно? Да Фемида его знает! Но наши областные судьи подчинились этому решению. А вы можете себе представить, например, что суд Тайыншинского района вдруг вынесет решение против какого-нибудь американского или китайского инвестора? Только тяжело больной человек поверит, что такое возможно.
Самое жуткое в этой истории, что дело дошло и до прямой уголовщины.
В один июньский день к комбинату подъехал автобус с тремя десятками вооруженных бородачей. Они сразу же принялись избивать рабочих и техперсонал. Полиция в эту экзекуцию не вмешалась, хотя была рядом. Видео бойни разлетелось по соцсетям. Но к ответственности привлекли только шесть человек. Нападавшим вынесли условное наказание по статье «самоуправство». Основание? «Недостаток доказательств»!
Видео недостаточно? Бог им, этим судьям, судья. То есть не увидели никакого «предварительного сговора группой лиц»? Ау, прокуратура, тут же прямой «заказ» читается!
Во всей этой истории только одна проблема, черно-белая и достаточно понятная: кто-то очень хочет отжать у Долгалева успешное предприятие. А оно таким стало не сразу.
В 2016-м после многочисленных разборок в судах и за их пределами ГОК практически перестал работать: большую часть оборудования растащили, долги только по электроэнергии составляли более двух миллионов тенге. Но Долгалев собрал людей. По его словам, «работали круглые сутки. Еду приносили из дома. «Я тогда мог платить только 60 тысяч тенге. Были моменты, когда и эти деньги не мог вовремя выдать. К 2019 году зарплата увеличилась. Мы сейчас уборщице платим 300 тысяч тенге. У нас некоторые сотрудники в месяц получают до миллиона. Есть премии, бонусы, надбавки, декретные, материнский капитал… Люди мне поверили».
Китайский «привет». Где наш ответ?
В какой-то момент предприятием заинтересовались китайские инвесторы. Но после выхода фильма «ГОК» они «включили заднюю». Да, КНР – самый большой потребитель циркония в мире. Именно там собирают основную массу гаджетов. Но эта атака на предприятие их отпугнула. Получается, что инвесторов из Поднебесной шуганул один районный акимат? И за это никак не ответил?..
В понедельник зашел на сайт района. Должность акима – вакантна. Оказывается, райаким Руслан Анбаев, который «бомбил» Долгалева, в августе стал акимом Петропавловска. По сути, районные власти – акимат, прокуратура, полиция, суд, разоряют отечественного инвестора? И заодно отпугнули иностранных? И спроса за это нет?
Иск к «Тиолайн» от райакимата в 7 с лишним триллионов тенге и потерянные инвестиции в 200 млн долларов из Поднебесной – сопоставимы?
Тут или кто-то забыл историю своей болезни, или берега попутал?
По словам Долгалева, его юристы доказали, что он законный совладелец ГОКа. «Поэтому теперь власти пошли другим путем: у нашей компании хотят отозвать право на недропользование. Проще говоря, «Тиолайн» их больше не интересует. Их интересует только месторождение.
А причина иска банальна – неисполнение обязательств. Каждый недропользователь обязан выполнять соцобязательства. Экология, по словам Долгалева, «это не только заниматься рекультивацией земель, не только платить налоги. 9 лет, пока на ГОКе рулили россияне, они на все законы «положили». Потом пришли мы, начали выправлять ситуацию. Фактически все, что должны были сделать, сделали. Но нам говорят, что надо было делать каждый год, а не три. Сейчас опять бьемся в судах. Надоело судиться. Юристам хорошо – они зарабатывают, а мне денег жалко. Но вариантов нет. И снова давление идет, теперь на суд. Я знаю, кто сейчас против меня играет. На совещания этот чиновник приходит в министерство, хотя не его уровень. И в области с акимом тяжело. Прокурор такой же. Все мои сотрудники уже знают, что чуть что – надо смартфон доставать и снимать всех вокруг. Северный Казахстан – место с большим потенциалом, но с чиновниками не везет. Поэтому так и живем. Все время конфликтовать приходится».
Справка «Каравана»
В августе этого года в СКО привезли тогдашнего вице-премьера Ералы Тугжанова. ГОКовцы местное руководство не интересовали. Вместо предприятия гостя повезли в швейный цех, где 9 бессловесных женщин работали за 86 тысяч тенге в месяц. Это результат плодов акима области по созданию рабочих мест за 5 лет?
Это уже не очковытирательство, а очкозатирательство какое-то. Обманули агашку, всучили ему левую «лепоту». И он проглотил, не подавившись?
Отсюда несколько вопросов:
Если «Тиолайн» выполнял все обязательства по контрактам и платил все налоги, то почему он попал под «молотки»? Если не выполнял, то какие именно и в какие сроки? Сколько потеряет бюджет страны от разорения «Тиолайна»? Это прямые вопросы министрам – сельского хозяйства Ерболу Карашукееву, министру финансов Ерулану Жамаубаеву, нацэкономики Алибеку Куантырову. Ну и премьер-министру Алихану Смаилову. Куда ж без него?
Эти же вопросы мы адресуем главе Антикора – Олжасу Бектенову. Ну и в МВД – Марату Ахметжанову.
Как сказал один советский классик: «Некоторые театры должны начинаться не с вешалки, а с виселицы». Я – против такого подхода. Но если кто-то наносит ущерб государству и налогоплательщикам и не несет за это никакой ответственности, то слава отечественной психиатрии?
Жандарбек АКТОТАЕВ