Возвращайтесь и ничего не бойтесь - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Возвращайтесь и ничего не бойтесь

Возвращайтесь и ничего не бойтесь

Знаете, как переводится с персидского имя Бахаргуль –  “Весенний цветок”. Обладательница такого красивого имени и занятие себе выбрала, что ни на есть красивое. С детских лет Бахаргуль ТОЛЕГЕН занималась изучением истории, особое внимание уделяя культуре своего народа.

  • 21 Декабря 2015
  • 2900
Фото - Caravan.kz

Сделать это было не трудно, ведь в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая проживало много казахов, которые сохранили память о прошлом в виде ювелирных изделий, антикварных предметов из мебели, выполненных предками. Дома же Бахаргуль учили вышивать, создавать ковры из кошмы. В университете вплотную занялась изучением истории Кушанского царства, а в результате стала коллекционировать монеты, ювелирные изделия.

Все получилось

В прошлом году Бахаргуль отметила 20-летие своего пребывания в Казахстане. Решение вернуться на историческую родину было осознанным. Захотелось больше узнать о том, как создавались те или иные украшения, которых к 1994 году набралось немало. Начало жизни на земле прадедов выдалось не самым легким, но Бахаргуль двигало желание стать полезной стране. Как она рассказывает сегодня, призыв Президента Назарбаева – то, что двигало ею.

– Верила в то, что у меня все получится, – вспоминает Бахаргуль.

Все вышло так, как задумывалось. После ряда попыток заняться тем или иным делом Бахаргуль решила превратить свое хобби – коллекционирование – в бизнес. Благо, это решение поддержал муж Мурат. Сегодня у супругов компания “Адеми-Ай РІus”, занимающаяся производством ювелирных изделий, национальных сувениров. В компании работают 45 человек, всех Бахаргуль подбирала сама. Основой для работы стали экспонаты ее частной коллекции, по которым и создаются украшения. Помимо традиционных колец, сережек и браслетов здесь изготавливают шолпы и шашбау (украшения для волос), алка (ожерелья), тумары (обереги), головные женские уборы.

Сама же Бахаргуль по-прежнему занимается сбором и изучением старинных украшений. Она побывала во многих областях страны, была и в соседних республиках.

– Для меня важно, – рассказывает Бахаргуль Толеген, – чтобы за рубежом не просто любовались нашими украшениями и покупали их, но и знали, на каком высоком уровне у казахов было производство ювелирных изделий.

Учитывает ли сама г-жа Толеген, что в каждом регионе Казахстана украшения были не просто различными по форме, но и по методу их изготовления?

– Да, конечно, – отвечает она. – Ведь это связано с тем, что у каждого мастера был свой почерк, кроме того, во внимание принимались особенности камней и металлов, из которых готовили украшения. По ним можно узнать историю нашего народа. Когда мы работаем, то стараемся учитывать колорит местности, где производились те или иные образцы. Спрос на наши изделия большой. Казахская культура богата и многообразна, это и привлекает людей.

Штучный товар

Коллекция, которую собрала Бахаргуль, подтверждает ее слова. И в этом могли убедиться все, кто посетил выставку из ее личного фонда, прошедшую в Национальном музее в Астане. Многие экспонаты берут начало с XVII века, но немало предметов из века XX. Все это она бережно собирала не один десяток лет. О каждом объекте своей коллекции г-жа Толеген может прочитать целую лекцию (вот где пригодилось университетское образование). Увлеченность, с которой она говорит, зачастую оказывается заразительной, и поэтому люди приходят уже в единственный частный музей искусств “Адеми-Ай”, чтобы больше узнать и об украшениях, и о артефактах, коих здесь немало. В музее насчитывается более тысячи экспонатов.

– Наша продукция востребована, – рассказывает Бахаргуль. – Конечно, во многом она предназначается для зарубежных гостей, но и внутри страны с каждым годом все больше находит спрос.

12 лет назад, когда Бахаргуль и Мурат основали свою компанию, конкурентов у них практически не было. Сегодня уже немало мастеров, занимающихся выпуском национальных сувениров. Но и здесь Бахаргуль ушла вперед – конкурентам за ней не угнаться. Продукция “ Адеми-Ай РІus” носит штучный характер, к тому же производится по особой технологии. Недаром во время проведения Азиады в 2011 году именно эту компанию выбрал оргкомитет для изготовления национальных сувениров. Кстати, компания выступила и спонсором Азиады, выделив 15 миллионов тенге на ее проведение.

 Мечтать и верить

Одна из выставок, которую проводила Бахаргуль Толеген, называлась “Журегимде – Отаным” (“Родина в моем сердце”).

– Ни секунды не жалею, что приехала в Казахстан, – говорит Бахаргуль. – Я была одной из первых, кто услышал призыв Президента Казахстана вернуться на историческую родину. Тем, кто сегодня раздумывает, возвращаться ли на землю предков, скажу без обиняков: возвращайтесь и ничего не бойтесь. Всегда можно найти свой путь, свое дело, но на родине это сделать легче.

Рецепт Бахаргуль для оралманов, которые не могут найти себя в Казахстане, прост: нужно мечтать и верить, что все исполнится. Ведь у нее получилось. Было трудно, особенно если вспомнить, что приехала она в середине 90-х годов. Но Бахаргуль не опускала руки. Ей не помешали ни незнание русского языка (она и сейчас плохо говорит на нем), ни отсутствие знакомых. Мать, работавшая учительницей в школе, научила ее не сдаваться трудностям, идти вперед.

Больше 15 лет понадобилось Бахаргуль, чтобы прочно встать на ноги. Но она не сетует. Говорит, что благодарна стране, в которой смогла свое увлечение превратить в профессию. И страна это оценила. В 2010 году она получила звание заслуженного деятеля культуры. В том же году ее выбрали казахстанской женщиной года. И это лишь малая часть наград, которые есть у нее.

Сегодня Бахаргуль Толеген уверенно смотрит вперед. Вместе с мужем она воспитывает двух дочерей, является владелицей единственного частного музея в стране, президентом компании. И знаете, эта женщина добьется еще большего. В этом я лично не сомневаюсь. Деловая хватка в ней сочетается с женственностью, эрудицией, а этого немало для продвижения вперед. У нее наверняка есть новые мечты, о которых она пока не хочет рассказывать.

Алматы