ГП ФИИР была призвана обеспечить стране резкий экономический подъем. При этом преследовались благие цели – не только импортозамещение и диверсификация экономики, но и создание новых рабочих мест. Но удалось ли добиться этой цели?
Работа есть. Но нет зарплаты
Если взять первую пятилетку реализации ГП ФИИР на 2010–2014 годы в Жамбылской области, то местные чиновники неустанно отмечали рост экономических показателей именно благодаря новым проектам. Их в регионе было реализовано 33, что дало 5 тысяч новых рабочих мест.
Однако здесь стоит сказать, что на самом деле эти рабочие места получались во многом условными. Взять, к примеру, Таразский металлургический завод. Здесь как будто бы создано 400 новых рабочих мест. Однако известно, что ввиду проблем со сбытом и наличием прав на разработку месторождений данное предприятие в основном простаивает. Получается, что большинство работников находится в вынужденных отпусках, причем порой по нескольку месяцев и даже лет. Более того, сотни человек уже давно нашли себе новую работу, поскольку не надеются вернуться на старую.
В аналогичном положении сотрудники других предприятий. Они также либо в вынужденных отпусках без оплаты, либо уже давно уволились. Основная проблема в том, что если даже предприятия работают де-юре, то де-факто они производят незначительные объемы продукции.
Больше слов, чем дела
Руководитель регионального управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алмас МАДИЕВ на прошедшем недавно совещании в областном акимате признал: многие предприятия, запущенные в рамках программы ФИИР, по разным причинам до сих пор не могут выйти на полную мощность. Например, ТОО “Алкопищепром” в Меркенском районе простаивает из-за отсутствия спроса на выпускаемую им продукцию. Хотя до недавнего времени только акцизный сбор с предприятия приносил казне до 400 миллионов тенге ежегодно. Проблемы со сбытом испытывают Таразский трубный завод, АО “Запчасть”, ТОО “ПОШ-Тараз”, ТОО “Энерджи-Тараз”, АО “Кожобувь” и др. Некоторые из них фактически не действуют больше года.
Еще ряд предприятий отнесен к категории с низкими показателями. Это ТОО “Куликовский молочный продукт”, ТОО “Умит-Кордай”, ТОО Vista International и Central Asia Gold Production в Кордайском районе, ТОО Talas Investment Company в Таласском районе, ТОО “Курылыс Полимер”, ТОО “Та-Мак”, ТОО “Карат-V”, ТОО “Арайстроймаркет-2030” в Таразе. Что говорить, если даже сернокислотный цех крупнейшего в регионе химического предприятия, ТОО “Казфосфат”, также никак не может запуститься. Между тем многие эти предприятия открывались с большой помпой – в ходе общенационального телемоста, при личном участии премьер-министра страны или других высоких руководителей. И каждый раз заявлялось, что теперь-то заводы и цеха внесут коренной перелом в ту или иную сферу.
– Почему все эти дорогостоящие проекты до сих пор не работают на полную мощность? Почему районные акимы не работают с их руководителями? – поинтересовался у чиновников на этом совещании аким Жамбылской области Карим КОКРЕКБАЕВ.
Что дальше?
Действительно, на реализацию этих проектов были выделены немалые средства – около 123 миллиардов тенге. Кроме того, почти каждый второй проект получил финансовую поддержку государства по смежным госпрограммам (подведение инфраструктуры, субсидирование, натурные гранты и другое). Во второй пятилетке ГПФИИР на 2015–2019 годы в регионе планируется реализовать 27 инвестиционных проектов на общую сумму 581,6 миллиарда тенге. Что вроде бы принесет 5,7 тысячи рабочих мест. Но не получится ли повторение пройденной истории? Ведь пока приходится констатировать: целый ряд проектов первой пятилетки не оправдал надежд. Что будет во второй пятилетке, остается только гадать…
Между тем, по всей видимости, стоит ожидать нового высвобождения штатов. В ходе очередной волны приватизации государство выставит на торги организации и учреждения, которые являются нежелательной ношей для бюджета. А частники, которые будут управлять новыми компаниями, вряд ли захотят “кормить” большое количество лишних работников.
Жамбылская область