Под новым брендом
“Ничто не появляется из ниоткуда”, – гласит закон физики. Это можно сказать и о “Главной редакции”.
– Было много разных форматов на КТК, которые не умещались в рамках “Портрета недели” и новостей. Мы под них делали отдельные спецрепортажи. Потом возникла идея сделать отдельную программу под новым брендом, – говорит Даурен МЕРКЕЕВ, продюсер “Главной редакции”. – Сейчас можно смело сказать, что наш проект, один из немногих в стране, выполнен в жанре мини-документалистики. Строго говоря, такой формат успешен только у нас. Он есть и на госканалах, но в связи с их общим тоном, по рейтингам они проигрывают, а на коммерческих каналах, где бы люди это смотрели, зачатки публицистики умерли. Мы держимся. Это классно, что у нас есть свой зритель.
Секрет высоких рейтингов не только в красивых стендапах, видеоряде, архивном видео, грамотном монтаже, все это тоже присутствует, а в самом подходе, уверены авторы.
– Наши ребята всегда пытаются найти нечто новое. Например, взять репортаж Алексея РЫБЛОВА про космос. У него прошла аналогия между космическими цифрами, красивыми космонавтами и самим городом Байконыром. Наш журналист взял и огляделся вокруг. Для всех космос с детства – это, безусловно, красивая сказка, но реальность такова, как будто в него люди вылетают… из спального района. Это вызывает когнитивный диссонанс.
Темы бывают разные
Программа делается силами трех журналистов, Анна ЯЛОМЕНКО – одна из них, недавно вышел ее репортаж “Особый пациент” о душевнобольных казахстанцах.
– Была необычная обстановка, ведь каждый день не находишься в подобном окружении,– говорит журналист. – Мы людей, их судьбы, истории пропускаем через себя. Поэтому, когда я оттуда вышла, мне понадобилось несколько дней реабилитации в нормальном мире. В процессе работы над темой встал вопрос: вообще, что есть здоровый человек, а что больной? Грань на самом деле очень зыбкая. Я пришла к выводу, что каждый из нас болен по-своему и лучше не копаться в себе, а то найдешь чего-нибудь и поставишь себе диагноз.
Журналистка побывала не только в психиатрической больнице, но и в женской и детской колониях, изучала феномен женщин за рулем, наблюдала за собачьими боями посреди степи и многое другое. Кстати, после программы о собачьих боях разъяренные защитники животных обратились в полицию Астаны, на телеканал посыпались звонки и жалобы.
– Мы всегда ждем реакции, так как работаем для зрителя, – говорит Анна. – И хотим, чтобы кто-то встал со своего рабочего кресла и пошел проверять.
Если это передача о больных раком, то журналисты надеются, что после ее просмотра хотя бы несколько человек задумаются о здоровье и проверятся на онкологию. Если это репортаж о трансплантации органов от умерших людей, то верят, что казахстанцы пересмотрят свои взгляды на эту тему.
“Главная редакция” реагирует на все, что интересно современному зрителю.
– Умер Батыр, вы помните, какая была реакция, и мы понимали, что нужно было что-то делать как раз к его дню рождения. Над той программой работали все, – вспоминает продюсер. – У нас были сжатые сроки. Потом люди говорили, что они плакали, когда смотрели репортаж. Мы смогли такой тон поймать, чтобы это было и не приторно, и одновременно душевно и тонко.
Про “Страну откатов”
Программа не претендует быть третейским судьей или истиной в последней инстанции. Но пытается смотреть даже на обыденные вещи с неожиданного ракурса. Тем более ресурсы позволяют. На изготовление одного спецрепортажа хронометражом в 35 минут уходит три недели! Удовольствие хоть и дорогое, но, как уже было упомянуто, рейтинговое. Авторы, чтобы раскрутить тему, готовы ехать хоть на край страны. Так, Алексей Рыблов две недели жил в Байконыре во время полета Айдына Аимбетова.
– Мне кажется, это очень удачная площадка, мы можем работать над темой всесторонне, чтобы прожить самому и рассказывать не поверхностно,– говорит Алексей. – У меня была как-то программа о людях, которые неполноценны физически, но получилось подойти к проблеме с другой стороны. После выхода звонили сами герои, которые до этого не желали идти на контакт. Они мне все говорили одну и ту же фразу: “Мы не хотим, чтобы нас было жалко”. В итоге жалко становится не их, а нас, что мы себя так ведем. Все переворачивается – и вот эти моменты самые ценные.
– Наша программа – как лакмусовая бумажка общества, – уверен продюсер. – В той передаче об инвалидах героиня разливала чай с помощью ног, потому что рук у нее нет. Потом я разговаривал с человеком, адекватным, светским, которого возмутила эта сцена. Он говорил: “Как вы эту мерзость показываете?”. То есть у него была такая реакция. А потом спрашивают, чем мы отличаемся от Европы? Тем и отличаемся, что даже если неприятно, европейцы этого никогда озвучивать не будут.
К слову, самым резонансным репортажем “Главной редакции” за время ее существования, как ни странно, была программа о коррупции, хотя что тут странного…
– Иногда мы добиваемся хороших рейтингов и реакции, когда грамотно анализируем и систематизируем материал,– продолжает Даурен Меркеев. – То, что у нас министры, экс-премьер обвиняются в коррупции, известно из открытых источников, но Леша смог это так подать и так развить комментариями экспертов, что смотришь “Страну откатов” и страшно становится! У него была мысль, которая, в принципе, лежит на поверхности, с другой стороны, она шокирующая и пугающая. Это то, что коррупция стала основой нашей жизни. Когда ты эту правду показываешь, концентрированную, сжатую в 40 минутах, становится жутко.
Все средства хороши
На телевидении, как и на поле битвы, для создания нужной “картинки” все средства хороши. Одна из фишек программы – обращение к реконструкциям.
– Бывают моменты в историях, которые каким-то образом надо визуализировать. Пришла идея делать видеоряд с помощью достаточно дорогих, художественных реконструкций. У нас задействованы актеры, реквизит, мы работаем с “Казахфильмом”, – говорит создатель программы. – Недавно воспроизводили драку возле театра – все актеры переполошились, а бдительные граждане вызвали полицию.
– Сначала рождается идея, мы ищем героев, снимаем их, пишем сценарий, потом включается в работу наш кастинг-директор, подбирает актеров. Реконструкции мы снимаем часто. Начали с “Проклятия Медеи” – о том, как мамы убивают своих детей. Получился тяжелый, криминальный репортаж, – продолжает корреспондент и шеф-редактор программы Адиля НОРУЗОВА.
Кстати, Адиля – автор документального фильма “Батырхан Шукенов. Твои шаги”.
– Мы гордимся нашей программой, так как многие из тем до этого не поднимались на нашем телевидении. “Главная редакция” показывает такие вещи, которые порой просто так на улице не увидишь.
Про это
Светский журналист Люся ЯРКОВА, как правило, принимает участие в создании самых пикантных, “голых” тем.
– Люся сделала нам несколько программ о мужчинах, которые хотят быть женщинами, репортаж про стриптиз. Она просто попыталась поговорить с людьми, не осуждая их. Кто-то любит оголяться, для кого-то это момент заработка. Мы не делаем 40-минутные глянцевые, красивые фильмы, заранее зная, что будем хвалить или ругать. Мы открываем темы, о которых люди знают, но в силу каких-то предрассудков ограждаются от них, как будто этого не существует, – говорит Анна Яломенко. – В некоторых случаях мы открываем им глаза, говорим: смотрите, это реальность, от которой вы не уйдете. И еще, каждый из нас может попасть в любую из показанных ситуаций.
– Проект пришелся ко времени, – считает продюсер. – Нефтяные деньги изменили страну, мы стали ходить в торговые центры, появилась возможность сделать груди, куча нового потенциала. Мы об этом рассказываем. Да, есть геи, и никуда от этого не уйти. Сейчас мы знаем, что есть агашки – у них дома бешбармак, жена, дети, а они идут и мальчиков снимают. Это вошло в жизнь, это есть во всем мире. Были неудобные темы, которые вызывали шок. Но помимо этого хотим выхватить из всего информационного потока то, над чем стоит задуматься. Признаемся, что есть умные темы и кровавые, мы их перемежаем, нельзя сильно много умничать.
Создатели программы знают, чем ввергнуть в ужас, а чем – в трепет, с ними и весело, и грустно. “Главная редакция”, как и вся наша жизнь, такая, какая есть, – без прикрас и фотошопа.
Смотрите “Главную редакцию” на КТК каждый понедельник, в 21.40, с повтором во вторник, в 12.40.
Алматы