В октябре 2015-го лидер нашей команды всего за один бой лишился этого звания, проиграв в финале первенства мира марокканцу Рабие. Спустя почти два месяца Данияр дал “КАРАВАНУ” первое большое интервью после поражения.
“В финале не хватило свежести”
– Довольны тем, как выступили на чемпионате мира?
– Не очень. Но думаю, что это может сказать вся наша команда: мы рассчитывали показать более удачный результат, но не удалось. Хотелось, конечно, золотых медалей, побольше лицензий. Но что есть – то есть. Я воспринимаю выступление в Катаре как хороший урок. И здорово, что он произошел сейчас, а не на Олимпиаде. У нас есть время сделать выводы, поработать над ошибками. И стать лучше, сильнее.
– Финальный бой сколько раз пересматривали?
– Целиком – ни разу. Фрагменты какие-то видел, небольшие нарезки. Но полностью не смотрел. Хотя придется это сделать.
– Что в тот день в ринге вы делали не так?
– Мне кажется, что прежде всего не хватило свежести, чтобы мог работать быстро. Но это вопрос ко мне: значит, сделаю выводы из этого и постараюсь на следующие крупные турниры подходить в оптимальной форме.
– Мне показалось, что вы в финальном поединке так и не смогли приспособиться к несколько необычной манере ведения боя Рабии.
– Для меня это не может быть оправданием. Хотя, действительно, я встречался с марокканцем впервые. Это хороший боксер, который действует почти в такой же манере, что и я. Думаю, что, изучив его, в следующий раз смогу выиграть. По крайней мере сделаю все, что от меня будет зависеть. Проигрывать я не люблю, поэтому постараюсь взять реванш.
“Может, когда мы будем побеждать, о нас станут говорить по-другому”
– Как отреагировали на критику в свой адрес после этого боя?
– Слышал, что про меня писали в Интернете. Но к подобному стал относиться спокойнее, чем раньше. Понимаю людей, кто был недоволен. От нас, боксеров, ждут побед, золотых медалей, а в этот раз мы такого результата не достигли. И, наверное, кто-то от обиды, а кто-то от злости стал высказываться. Может, когда мы будем побеждать, те же люди станут говорить по-другому.
– В этом году вы жестко высказались в своем “Инстаграме” по поводу критики.
– Я был не прав, что тогда не сдержался. Не объяснил: та запись посвящалась не всем, кто критиковал мои выступления, а тем, кто писал про меня нехорошие вещи с переходом на личность. Болельщикам, кто меня поддерживает не только в моменты побед, я очень благодарен. Надеюсь, что смогу порадовать их своими победами.
– За последние четыре года вы потерпели три поражения на крупных турнирах. Какое самое обидное?
– Четвертьфинальный бой на Олимпиаде в Лондоне против итальянца Мангикапре. Кто-то считает до сих пор, что тогда выиграл я. Но судьи решили иначе. Было очень сложно принять то поражение: я был настроен на максимальный результат, был совсем рядом от олимпийской медали, сделал все, что мог, но не выиграл. Когда через год выиграл у итальянца на чемпионате мира, стало легче.
Как боксировать с ангиной
– Какой бой вы можете считать для себя самым тяжелым в карьере?
– Легких боев в боксе не бывает. Здесь же бьют! Даже когда ты выигрываешь досрочно, то за этой победой стоят многолетняя подготовка и тяжелая работа на сборах, спаррингах, турнирах. Но самым тяжелым для меня был чемпионат мира-2011 в Баку. Я заболел перед самым началом турнира и все-таки решил выйти на ринг, хотя меня отговаривали.
– Понимаю. Ангина не шутка.
– У меня была гнойная ангина. И максимум, как мне могли помочь, – дать жаропонижающее незадолго до начала боя.
– Не было мысли сняться с того турнира?
– Нет. Раз приехал – надо драться. Тем более что тогда чемпионат мира был лицензионным. Значит, я должен был попытаться выиграть лицензию. Первые два боя прошли нормально, а вот в третьем было сложно. И дышал плохо, и тело не слушалось, и соперник был силен. В итоге я проиграл.
Брат о брате
– На прошлой неделе в комментарии vesti.kz вы заявили, что иногда думаете о переходе в профессиональный бокс.
– Да, это так. У меня нет какого-то плана, хотя иногда понимаю, что желание попробовать себя на каком-то другом уровне есть. Но сейчас это только мысли. О том, что я буду делать дальше, задумаюсь позже – после Олимпиады. Сейчас все будет связано только с ней. Пока у нас идут сборы, но серьезная подготовка начнется сразу после Нового года. И работа будет вестись под то, чтобы подойти к Играм в Рио в оптимальной форме.
– Если соберетесь в профессионалы, то вам, наверное, поможет советами ваш брат Даурен. Он в профи уже четыре боя провел.
– Он молодец. Я смотрю все его бои. Правда, пока в записи. Переживаю страшно. Сейчас, конечно, легче: ты включаешь поединок, зная результат. А когда брат выступал по любителям и я болел за него в зале, то мои друзья даже смеялись, говорили: “Никогда не думали, что ты так можешь волноваться и что у тебя может быть такой пискливый голос!”.
– Вы с ним никогда не спарринговались, даже в шутку?
– Нет конечно! Это же брат! К тому же он старше меня, тяжелее. Но я никогда не представлял, что могу выйти против него в ринг. Напротив, я воспринимаю его как человека, который дает ценные советы, помогает.
Пахать и терпеть!
– Чем для вас отличается Олимпиада в Рио от Игр в Лондоне?
– Тогда я не смог завоевать лицензию с первой попытки. Сейчас мне это удалось, поэтому можно спокойно готовиться. Ну как спокойно? Много работы будет, тяжелого труда. Но без этого никуда. К тому же я стал на три года старше, немного мудрее. И на многие вещи смотрю иначе. Это тоже помогает. Я уже прошел одну Олимпиаду, знаю, что это такое. И понимаю, как надо подготовиться, чтобы вернуться домой с хорошим результатом.
– Серик Сапиев как-то рассказал мне, что за полгода до старта Лондонской Олимпиады старался поменьше бывать на людях, чтобы на него не начали давить: “Ты должен!”.
– Мне говорят уже сейчас. Отношусь к этому спокойно. Понимаю, что от всех боксеров будут ждать медалей, оттого и давление большое. Но на меня это не давит. Хотя спрашивают по-разному. Иногда говорят: понимаю ли я, что на четырех последних Олимпиадах моя категория была “казахским весом” – в ней побеждали только наши боксеры? Конечно, я об этом знаю! Но знаю еще и то, что сделаю все, чтобы подойти к Играм в превосходной форме – психологической, физической. Но еще многое зависит от удачи. Если тебе на роду написано стать чемпионом, то ты им станешь. Да, надо работать, пахать, терпеть боль. И хочется, чтобы этот труд был вознагражден.
Наш багаж
“КАРАВАН” вспомнил, с какими результатами подходили к Олимпийским играм будущие казахстанские герои в боксе.
Атланта-1996
Василий Жиров – чемпион Азиатских игр и бронзовый призер чемпионата мира-1995.
Болат Жумадилов – двукратный чемпион Азии, серебряный призер чемпионата мира-1995.
Ермахан Ибраимов – чемпион Азии-1995.
Болат Ниязымбетов – чемпион Азии, бронзовый призер Азиатских игр.
Сидней-2000
Бекзат Саттарханов – серебряный призер чемпионата мира среди молодежи-1999.
Мухтархан Дильдабеков – серебряный призер чемпионата мира-1999.
Ермахан Ибраимов – бронзовый призер чемпионата мира-1999, чемпион Азии-1999.
Болат Жумадилов – чемпион мира-1999, бронзовый призер чемпионата Азии-1999.
Афины-2004
Бахтияр Артаев – четвертьфиналист чемпионата мира-2003.
Геннадий Головкин – чемпион мира-2003, победитель Азиатских игр-2002.
Серик Елеуов – финалист Центрально-Азиатских игр-2004.
Пекин-2008
Бахыт Сарсекбаев – чемпион Азиатских игр-2006, четвертьфиналист чемпионата мира-2007.
Еркебулан Шыналиев – бронзовый призер чемпионата мира-2007.
Лондон-2012
Серик Сапиев – двукратный чемпион мира (2005, 2007) серебряный призер чемпионата мира (2011), бронзовый призер чемпионата мира (2009).
Адильбек Ниязымбетов – серебряный призер чемпионата мира-2011.
Иван Дычко – бронзовый призер чемпионата мира-2011.