О том, чем грозит свободный доступ к лекарствам, откуда мы получаем дополнительную “дозу”, “КАРАВАНУ” рассказала региональный директор центров по контролю и профилактике заболеваний в Центральной Азии Федерального агентства Министерства здравоохранения США Дафна МОФФЕТТ.
– В отличие от стран Европы, США в Казахстане антибиотики находятся в свободной продаже. И люди часто пользуются этой возможностью – заболело у них горло или живот. Чем это опасно?
– Население должно уяснить: антибиотики используются для лечения бактериальных инфекций, а не вирусов. Нельзя их назначать самим себе. Ежегодно в Евросоюзе умирает более 25 тысяч человек только из-за резистентных инфекций, то есть устойчивых к антибиотикам. На лечение таких болезней тратится колоссальная сумма – более 1,5 миллиарда долларов.
Казахстан входит в число 25 стран с наибольшим бременем мультирезистентного туберкулеза легких, который устойчив к многим противомикробным лекарствам, применявшимся ранее. Причина развития такой формы болезни – некачественное, нерегулярное и незаконченное лечение. Иногда после улучшения самочувствия или исчезновения симптомов болезни пациент самовольно прерывает лечение, рассуждая: зачем продолжать пить или колоть антибиотики? Для таких больных остается один выход – поддерживающая терапия.
Ситуация осложнена тем, что в течение нескольких часов люди могут оказаться на другом континенте, а значит, перенести инфекцию. Так что вспышка мультирезистентного туберкулеза не исключена в любой точке мира!
Всего туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью выявлен в 100 странах.
С чем пить антибиотик?
– Ведутся ли исследования по разработке новых препаратов? Полностью ли изучены побочные эффекты?
– Исследования ведутся с начала прошлого столетия, когда были открыты антибиотики. Они достаточно дорогостоящие, фармацевтические компании не совсем заинтересованы, чтобы инвестировать в них. У многих просто не хватает ресурсов исследовать новые пути лечения инфекций.
Как и у любых лекарств, у антибиотиков много побочных эффектов, все они указаны в аннотации. Но чаще они влияют на работу желудочно-кишечного тракта, а у женщин появляется дрожжевой грибок. Но это поддается лечению и профилактике, если принимать пробиотики или пить йогурт.
– В мировой практике были случаи, когда антибиотики вызывали серьезные последствия и по этой причине прекращалось их производство…
– Нет. Но были с другими лекарствами. Так, в США в середине прошлого века беременные женщины принимали талидомид. Вскоре обнаружилось: у тех, кто использовал его на поздних сроках беременности, родились дети с разнообразными дефектами.
– Может ли человечество оказаться безоружным перед инфекциями: лекарства, которые спасают сейчас, в будущем перестанут действовать…
– Естественно. ВОЗ, центры по контролю и профилактике заболеваний ведут эпиднадзор за проблемой, изучается, в каких регионах увеличилась устойчивость бактерий к препаратам. Уже можно сказать: из-за неправильного и слишком частого применения антибиотиков лечение многих инфекций затруднено.
Куриная ножка с сомнительной начинкой
– А как влияет на организм людей регулярное употребление мяса птицы, крупного рогатого скота, которым дают противомикробные препараты?
– Это серьезная проблема во всем мире: фермеры часто используют антибиотики. Изначально это делали для того, чтобы птица, бычки, коровы хорошо росли, имели большую жировую массу. Вот уже 20 лет в США проводятся исследования, которые показали: даже в воде и почве находится определяемый уровень антибиотиков! Если животному дают препарат, через молоко, мясо, фекалии он переходит в окружающую среду.
К сожалению, нет жестких законов, контролирующих использование антимикробных препаратов в животноводстве. Они на стадии разработки и внедрения. Но уже несколько государств Евросоюза приняли постановление, запрещающее применение антибиотиков для улучшения качества животных. Только для их лечения. На рынках, в магазинах появляются продукты со знаком “эко”. То есть они изначально должны быть свободны от антибиотиков, химикатов.
Курс лечения не прерывать!
– Какие профилактические меры предлагает современная медицина тем, кто часто болеет и вынужден принимать антибиотики?
– Со стороны врача – правильное назначение, использование в условиях клиники. А пациент должен принять полный курс. Врач назначил 7 дней, значит, принимайте 7 дней, независимо от самочувствия. Но чаще бывает такой сценарий: человек через 48 часов уже чувствует себя намного лучше. Считает, что дальше “травить” себя не имеет смысла. Это самое плохое, что он может сделать для развития резистентности. В последующем есть риск заражения такой инфекцией, которая просто не будет поддаваться лечению. Нельзя использовать препараты, которые остались после лечения предыдущей болезни, предлагать свои лекарства другим членам семьи.
– Есть ли примеры, когда в странах с низким потреблением антибиотиков препараты помогли остановить вспышку каких-либо болезней?
– Из моего личного опыта это Гаити, где я долгое время была специалистом по профилактике холеры. Вспышка холеры на Гаити началась в октябре 2010 года после сильного землетрясения – оно разрушило столицу, парализовало страну. Вспышка длилась 10 месяцев. Более 9 тысяч человек погибли, свыше 730 тысяч заразились холерой. Большинство этих случаев зарегистрировано в первый год после землетрясения. Вместе с другими мерами для лечения холеры, профилактики малярии использовались антибиотики. Таким образом удалось остановить дальнейшее распространение болезни. Страна на стадии развития, доступа к лекарствам у населения не было. И это сыграло положительную роль.
– Наступил сезон гриппа, ОРВИ. Чем, к примеру, в США лечится население?
– Мы рекомендуем вакцинироваться против вируса гриппа, чтобы не заболеть. Также отдыхать, пить много жидкости, а при повышенной температуре принимать жаропонижающие препараты. В США очень развита система эпиднадзора за гриппом. Каждый пациент проходит тестирование: у него берут образец, после он отправляется в лабораторию. Это помогает выявить генотип вируса. Антибиотики назначаются врачом только в крайних случаях, если выявляется бактериальная инфекция, а не только один грипп.
– А вы когда принимали их в последний раз?
– Это было два года назад…
Алматы