Школьные разборки
Нынешний учебный год аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ начал с громкого обещания разобраться с местными гимназиями и лицеями. По логике акима, учебные заведения, у которых есть престижный статус, но нет должных баллов на ЕНТ, следует разжаловать в рядовые школы. С рядовым, само собой, финансированием. Как сообщили местные СМИ, областному управлению образования в сентябре поручили создать комиссию по проверке всех гимназий и лицеев…
Не сочтите за иронию, но акимы – тоже люди, и кто сказал, что у них мегамозг и они знатоки буквально во всех сферах? По большому счету, на то у власти и армия советников и специалистов, чтобы подсказывать, как грамотно рулить регионом. Как не наломать дров, не нарушить закон… В частности, в силу своих должностных обязанностей законодательную базу в сфере образования назубок должны знать курирующие замакима Восточного Казахстана Жаксылык Омар и замакима Усть-Каменогорска Булбул Бакинова, руководители областного УО (управление образования) Аскар Нургазиев и городского ОО (отдел образования) Мадениет Ахметова. В том числе обязаны знать статью 59 Закона “Об образовании”, которая гласит, что единственным (!) органом, который обладает полномочиями проводить аттестацию школ (то есть оценивать их), является департамент по контролю в сфере образования. Единственным! Более того, по задумке правительства, данный департамент защищен от давления на местах прямым подчинением министерству образования и науки. Другими словами, никакие комиссии облУО или горОО, проверяющие учебные заведения на соответствие статусу, законом не предусмотрены. Будь то хоть поручение акима, хоть премьер-министра.
Почему эту информацию не предоставили акиму? Первые руководители восточноказахстанского образования сами закон не читали? Или элементарно не хватило зрелости возразить шефу? В любом случае возникает вопрос: а зачем эти люди занимают высокие кресла? За что получают зарплату?
Директорский планктон
Мы добросовестно проштудировали нормативные документы, касающиеся контроля школ, – инструкции, типовые правила… Они, к слову, есть на сайте облдепартамента по контролю в сфере образования. Везде черным по белому прописано: аттестация проходит раз в пять лет. Не чаще и не реже. На том же сайте практически все гимназии и лицеи Усть-Каменогорска указаны в числе аттестованных за последние три года. Это значит, ни одна проверка не вправе вторгаться к ним в течение пяти лет! Текущий контроль – исключительно в форме промежуточного комплексного тестирования и ЕНТ. Все! Иного нормативно-правовой базой не предусмотрено!
Тем не менее факт остается фактом: с октября акиматовская комиссия приступила к проверкам гимназий и лицеев Усть-Каменогорска.
Любопытно, что в департаменте по контролю в сфере образования наш звонок вызвал замешательство. Директор Еркимбек АЯЗБАЕВ не мог сначала взять в толк, о чем речь. О комиссии по горячему питанию школьников? Или о комиссии по физическому воспитанию? А когда понял, растерялся:
– Честно скажу – я даже не слышал об этой проверке.
– У комиссии заведомо был недоброжелательный настрой, – высказал возмущение директор усть-каменогорской школы, попросивший не называть имя, ему еще работать. – На наше возражение, что школа уже прошла аттестацию, нам заявили: “Значит, такие проверяющие были”. Получается, акиматовская комиссия ставит себя выше департамента? У директоров есть все основания обратиться в прокуратуру. Другое дело – кто на это решится?
Что для школы означает проверка? Как минимум, выбитый учебный процесс. Нервничает администрация, переживают учителя, страдают уроки, а в конечном счете – качество образования, о котором так печется глава Восточного Казахстана.
– Нервозность передается по цепочке, причем непроизвольно, – объяснил школьный директор. – Психологически всему коллективу сложно. Поэтому в законе и предусмотрена аттестация не чаще, чем раз в пять лет. Школа должна иметь возможность спокойно работать.
Ясно, что между собой корпус директоров высказал все, что думает и по поводу компетентности чиновников от образования, и по поводу акиматовской комиссии, которая почему-то взялась решать судьбу учебных заведений… Но одно дело перетереть между собой, а другое – выступить открыто. Ни один руководитель учебного заведения не возмутился вслух! Все молча проглотили пилюлю. Это ли не показатель бесправия школ?
“Учитель” звучит…
– Статус учителя ниже плинтуса, – высказал убеждение директор гимназии. – По школам как анекдот передают о новом поветрии руководства горОО врываться на урок без предупреждения, требовать на проверку поурочный план. Это нормально?
Нет, не нормально. И не только по канонам этики, но и по канонам права. В том же Законе “Об образовании” сказано: “Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области образования, обязаны соблюдать права и законные интересы субъектов образовательной деятельности, не препятствовать установленному режиму работы”. Другими словами, любой педагог, к которому на урок вдруг ввалился чиновник горОО или облУО, вправе обратиться в суд. За защитой профессиональной чести и достоинства! Так гласит закон. Но найдется ли хоть один смельчак среди армии запуганных, замотанных учителей? Вопрос, скорее, риторический…
Ситуация с комиссией, созданной в обход закона, – только вершина айсберга под названием “бесправие школ и авторитаризм в отечественном образовании”. Доктор психологических наук, академик Российской академии образования, учитель-новатор Шалва АМОНАШВИЛИ во всех своих книгах и выступлениях проводит мысль: нельзя воспитывать авторитарно. В авторитарной педагогике удобно только таким, как мадемуазель Куку. Они могут кричать, унижать, запрещать. Но не способны на главное – воспитать Личность. Думающую, свободную, творческую.
Смогут ли это понять чиновники от образования Восточного Казахстана?
Усть-Каменогорск