Налоги. Выжать любой ценой! - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Налоги. Выжать любой ценой!

Налоги. Выжать любой ценой!

В стране грядет большая налоговая реформа – чиновники пытаются найти новые возможности, чтобы пополнить бюджет в кризис. Но делать это пока что планируют за счет бизнеса. Всё напоминает старую сказку про то, как один мужик двух генералов прокормил…

  • 30 Октября 2015
  • 6440
Фото - Caravan.kz

Какие только виды налогов не предлагали эксперты в последнее время. Но каждый новый вариант вызывает шквал критики. Поэтому мы решили собрать круг самых разных мнений. И пригласили к беседе политиков, депутатов, экономистов, представителей бизнеса.

Чем меньше нагрузка, тем больше бюджет

Рахим ОШАКБАЕВ, вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан:

– Вопрос по поводу введения новых налогов обсуждается, и его решение планируется весной следующего года. Тема очень резонансная. Сейчас основной вызов во время кризиса – это безработица. Мы уже это проходили. В 90-е именно бизнес позволил обеспечить работой население. Поэтому повышать налоговую и административную нагрузку на малый и средний бизнес нельзя, необходимо максимально простое налогообложение. Сейчас много звучит предложений: налог с продаж, с розницы, с оборота. Но мы должны быть очень внимательны и постоянно просчитывать, чтобы налоговая нагрузка на бизнес не увеличилась. Решение есть. У нас давно существует режим упрощенной налоговой декларации, по нему сейчас работает порядка 90 процентов субъектов малого и среднего бизнеса. Этот налоговый режим – наша большая находка, бриллиант, который дал в свое время потрясающий эффект для развития малого и среднего бизнеса в стране. Посмотрите, сколько у нас появилось субъектов бизнеса. Применение этого режима надо расширять. Те, кто добывает полезные ископаемые, пусть платят природную ренту, их нужно облагать налогами на сверхприбыль, а всем остальным дать расширенную упрощенку.

Еще один вопрос, который тревожит: у нас вырастает налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, это касается доходов каждого казахстанца. Сейчас нагрузка составляет уже больше 30 процентов. Планируется дополнительно увеличить выплаты в пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования. ИПН (индивидуальный подоходный налог) планируют поднять до 13 процентов вместо сегодняшних 10. Общая налоговая нагрузка тогда будет больше 40 процентов! Все это приведет к тому, что бизнес уйдет в тень, и люди будут получать заработную плату в конвертах. Сейчас в Украине тоже идет большая налоговая реформа, так там ключевая идея – снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда до 20 процентов. Нам нужно тоже задуматься. Есть такая концепция – “кривая Лаффера”, которая показывает взаимозависимость уровня налоговой ставки и поступлений в бюджет. У нее есть точка оптимума. Сейчас мы находимся далеко справа. Если мы снизим налоги, то поступления в бюджет увеличатся.

Бизнес адекватно не отвечает

Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат мажилиса парламента Республики Казахстан:

– Сейчас мы на пути поиска и обсуждений. Нужен какой-то комплексный налог, который будет дифференцировать различные виды деятельности. Мы отдали наши предложения на рассмотрение правительству, а именно идею изучить налог с розницы: для тех, кто использует безналичный расчет, – 7 процентов, кто работает с наличными – 12 процентов. Смысл в том, что предприниматель, который использует безналичный расчет, будет платить налог меньше. Это делается для того, чтобы бизнес не уходил в тень. У нас с розницы собирают в виде налогов 8 триллионов тенге сейчас и еще 7 триллионов где-то гуляют в тени. Во всех развитых странах безналичный расчет составляет 95 процентов. Это же нонсенс, что мы пользуемся наличными деньгами, рудимент.

Все у нас хотят социальные льготы, но если бюджет недобирает эти 7 триллионов тенге, о чем можно говорить? Сейчас налоговики стали выписывать штрафы предпринимателям, которые не используют кассовые аппараты. Мы должны двигаться в направлении, что налоги должны быть открыты и видны. Бизнесу выделили почти триллион тенге, а выхлопа – нет. Бизнес должен продемонстрировать, что он чем-то отвечает.

Раньше всем были понятны НДС и упрощенка. Меры были на тот период достаточные. Мы делали много реформ, чтобы облегчить условия для бизнеса, но в конце концов получили то, что бизнес адекватно не отвечает. Мы же все талантливые, ищем схему, как уйти от закона. Крупные торговые компании поделились на 150 мелких и стали платить по 3 процента. Появились обнальные фирмы, которые помогают находиться в тени огромным деньгам. Поэтому налоги будут меняться, но, чтобы это не сделали без участия общественности, мы стали давать предложения.

Про схемы ухода

Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, директор Центра макроэкономических исследований:

– Снижение доходов бюджета, если исключить фактор цен на нефть, в целом связано с вторичными кризисными процессами внутри страны, а также кризисной обстановкой в странах-партнерах.

Сейчас надо выводить бизнес из тени. Есть формальная налоговая нагрузка, которую предприниматели не готовы платить, стараясь снижать ее за счет различных схем ухода от налогов. Есть официальная налоговая нагрузка, которую они демонстрируют, и есть стоимость использования схем ухода от налогов. Это и есть фактическая нагрузка, которую готов платить предприниматель. Поэтому формальную надо снизить до фактической и устранить любые механизмы, которые делают возможным вообще использование схем ухода от налогов. Это приведет к тому, что экономика выйдет из тени, и налоговые поступления в бюджет увеличатся, несмотря на формальное снижение налоговой нагрузки.

Увеличение скажется отрицательно, особенно во время кризиса. А вот уменьшение скажется положительно. Надеюсь, что все так и будет сделано.

Остановить беспредел в нормотворчестве чиновников

Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей:

– Бизнес-сообщество Казахстана в шоке, для пополнения бюджета налоговики предлагают ввести налог с продаж в 5 процентов и розничный налог для предприятий торговли и общепита со ставками от 5 до 12 процентов. Как заверяют разработчики, это приведет к снижению уровня теневой экономики, исключению ввоза нелегальной продукции и обеспечению прозрачности расчетов.

В то время когда казахстанский бизнес испытывает трудности, многие предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность, сокращать персонал, чиновники из министерства национальной экономики предлагают ввести еще новые налоги. Разве это не абсурд?

Да, поступления в бюджет от продажи нефти сократились, экономика страны застыла. Но пополнять казну за счет бизнеса – не самый лучший выход. Нужно прекратить решать проблемы путем поднятия налогов, необходимо для начала урезать расходы государства.

Очередные изменения, которые предлагают внести в Налоговый кодекс, лягут непосильным грузом на малый и средний бизнес и приведут к закрытию еще действующих предприятий. Те же, кто останется работать, уйдут в тень, а нечистоплотные налоговики получат еще одну кормушку. Бизнес помнит, как во времена последнего кризиса выбивали налоги с предприятий, вынуждая выплачивать авансом, фабрикуя процессы по так называемым “лжепредприятиям”.

Уже давно коррупция в рядах чиновников стала привычным явлением. Кто реально занимается бизнесом, понимает, что предпринимателю сегодня выдержать налоговое бремя очень тяжело.

Как выйти из данной ситуации? Мы считаем, что надо менять законодательство. Пора переходить от систематических проверок к процедурам, основанным на оценке рисков. В реальном режиме позволить налогоплательщикам представлять достоверные налоговые декларации с самостоятельно определенными суммами без необходимости подтверждать их документально.

Руководители налоговых органов неоднократно заявляли, что казахстанская система НДС будет приведена в соответствие со стандартной моделью НДС. А это означает, помимо всего прочего, исключение многих освобождений от НДС и упор на эффективную систему возвратов НДС. К сожалению, это все еще только декларации.

У нас, как правило, в области изменений в нормативно-правовой базе получается по принципу “шаг вперед, два шага назад”. Те небольшие успехи, которых удается добиться бизнесу в неравной борьбе с государственной машиной, тут же теряются, поскольку госорганы вводят новые законодательные нормы, которые, по сути, отменяют прежние решения. Поэтому нужен мораторий на внесение изменений в законодательство со стороны госорганов.

Не режьте курицу, если хотите яйца

Рахман АЛШАНОВ, президент Ассоциации высших учебных заведений:

– За последний год в Казахстане появилось много новых отраслей, активно развиваются существующие. Например, у нас увеличилось производство сгущенки, проволоки, проката, сборка автомобилей. Около 60 наименований готовых изделий показали рост по экспорту.

Понятно, самый простой метод увеличения сбора налога – увеличить налоги тех, кто работает. То акцизы повысить, то ставки налогов. Бюджет должен быть не только фискальным, но и инвестиционным. Единственный источник – нужно развивать бизнес, поддерживать его. Иначе бизнес встанет, и на следующий год будут проблемы. Даже нефтянка не может выдержать увеличение налогов. Если понемногу резать курицу, то получишь бройлера сейчас, но никак не яйца завтра.

Есть еще один источник для роста налогов. Но им почему-то не пользуются правильно. Это теневой бизнес. Вывести его из тени сложно, но возможно.

Недавно в маслихате и совете партии “Нур Отан” по борьбе с коррупцией мы анализировали работу парковок в Алматы. Я так прикинул: у них мимо бюджета проходит от 7 до 28 миллиардов тенге. Люди платят, но деньги не идут. Это реальные деньги, и, чтобы их получить, нужно лишь навести порядок.

Другая возможность – контроль на границах. Налоговые органы жалуются, что люди покупают контрафактную продукцию. Так закройте границу, разберитесь, что там происходит. Одновременно нужно развивать те производства внутри страны, которые могут восполнить дефицит товаров. Они точно платят налоги, но расти не могут из-за давления дешевого импорта.

И прежде всего нужно навести порядок с киргизским товаром в Казахстане. Киргизия вступила в Таможенный союз, но проблема рынка “Дордой” решена не была. Ведь эта настоящая черная дыра всасывает контрафактную продукцию, которая потом расползается в соседние страны под видом товара “Сделано в Кыргызстане”. Мы – открытая страна, но нужно посмотреть, где киргизское производство, а где реэкспорт, за который нужно платить таможенный сбор.

Другая мера – повышать эффективность бизнеса. Проблема предпринимателей – нежелание считать. Я посмотрел данные по импорту товаров, и выяснилось – треть из них закупается в странах, которые не производят эти товары! Все это ложится на его стоимость. В итоге затраты предприятий растут, а налогооблагаемая база для бюджета сокращается.

Лягут на цены в любом случае

Айдын ИБРАГИМОВ, директор компании Big Sevens & Consulting:

– Бизнес совсем не рад налоговым нововведениям. Например, был снижен порог по НДС до 6 миллионов тенге.

Для большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сумма налоговых платежей значительно выросла. Эти налоги в любом случае лягут на цены и в конечном итоге на потребителей. Может сократиться объем производства товаров и услуг.

Размер налога и их уплата – это вопрос работы двух сторон: бизнеса и государства. Поэтому практика покажет, насколько эффективны эти меры. Если налоговая нагрузка увеличится, то бизнес почти наверняка будет уходить в тень. Нельзя забывать, что государство намерено увеличить и социальный налог на доходы работников. Есть и положительные стороны. Отменены сборы за регистрацию ИП.

Также мы знаем, что министерства озабочены снижением объемов доходов казахстанских предприятий после начала работы в единой таможенной зоне с Россией и Белоруссией. Например, сегодня перевозить грузы из Китая выгоднее через Россию: правительство сделало порт Владивостока свободной экономической зоной. В итоге объемы перевозок через Казахстан падают, а это сказывается на доходности “Казахстан темир жолы”, на собираемости местных налогов. Здесь тоже есть поле для работы.

Алматы