В Алматы Аскар Тохтаров приехал по приглашению одной частной киностудии – на съемки сериала, в котором получил роль. Но съемочный процесс, как оказалось, – вещь непредсказуемая: что-то не срослось… “В США главное правило в кинопроизводстве – быть в рамках съемочного графика и бюджета. Там все просчитано до мелочей, и каждый понимает, что влечет за собой срыв”, – говорит актер с ноткой разочарования в голосе. В Нью-Йорке казахстанец и, как оказалось, наш бывший коллега (в конце 90-х он вел авторскую колонку в “КАРАВАНЕ”) познал все этапы производства кинофильмов, сериалов, телепрограмм.
– С детства я бредил кино, поедал его глазами, потому что вырос в семье писателя, привык к звуку печатной машинки, – рассказывает Аскар Тохтаров. – Но отец настоял, чтобы я стал горным инженером. Окончил политех, три года работал в шахте, потом занялся бизнесом. В конце 90-х годов отправился в Нью-Йорк – на стажировку, я тогда работал в консалтинговой компании, чьи интересы представлял в Казахстане. Скоро наступило осознание, что я живу в огромном городе, где нужно работать, платить по счетам… В 2003 году работал в спортивно-развлекательном центре “Челси Пирс”, в гостевой службе. Там же находится кинокомпания Silver Screen Studios, которую я обнаружил на второй день своей работы. Входил в киноиндустрию в качестве актера заднего плана. Сыграл много ролей – шеф-повара, бомжа, посетителя ресторана, главу индонезийского семейства, продавца в китайском магазине… Снимался в программах телеканалов NBC, СBN, сериалах “Голубая кровь”, “Пациент всегда прав”. В голливудских проектах работал в качестве актера, производственного менеджера.
Как попасть на звездный олимп
– А собственные работы вы делали?
– Я сделал ставку на написание сценариев и не прогадал: взял реальную историю художника, который приехал в США из России в надежде стать очень знаменитым. Но он не смог реализовать себя и сломался. Вообще, самый легкий путь попасть в американскую киноиндустрию – написать отличный сценарий.
В 2008 году меня пригласили на проект Barbie and the Barber (“Барби и парикмахер”). Сделал развернутый сценарий, сыграл парикмахера. Два года назад созрел для своего фильма – “Свободный, как птица”. О чем он? Ряд судеб переложил на язык кино. Выступил в роли сценариста, режиссера, продюсера.
– В чем специфика американского кинобизнеса?
– В Америке я понял одно: кино – это бизнес. Но прибыль получаешь, когда сделан высококлассный продукт. В основном, все кинокомпании получают прибыль. Нужно продавать то, что вы сделали, по всему миру. Увы, этого не делают казахстанские производители кино.
В Голливуде есть правило: вложил один доллар, а получил, как минимум, десять. Малобюджетный проект “Курсовая с того света” в жанре документального кино был сделан за 20 тысяч долларов. У создателей его купила компания Artisan Entertainment за миллион долларов. Фильм уже принес более 200 миллионов прибыли. То же самое можно сказать о “Паранормальных явлениях”. Его сняли на обычную камеру, с весьма скромным бюджетом. Сюжет незамысловатый. Все время присутствует момент ожидания ужаса, хотя ничего страшного в фильме нет. Его также купила эта компания, была очень мощная реклама, раскрутка. Только за первые дни проката фильм заработал более 80 миллионов долларов. Европа перестала делать деньги на кино, и киноиндустрия умирает.
– С кем из известных людей Америки вы работали?
– На больших проектах работал в одной студии с Робертом де Ниро, Эштоном Катчером и многими другими актерами. Но я придерживался существующих правил на съемочной площадке – не подходил, не разговаривал с ними.
Наши люди в Голливуде
– Какие фильмы казахстанского кинематографа смотрели?
– Из последних – “Рэкетир”, “Шал”. Понравился “Рэкетир”, он сделан в рамках реализма. Было ощущение, что ты соучастник происходящего на экране. К “Шалу” неоднозначное отношение, но в целом фильм неплохой.
– Как считаете, что мешает казахстанским кинематографистам выходить за пределы Казахстана?
– У “Казахфильма” славная история, много известных имен – Шакен Айманов, оператор Марк Беркович, Олжас Сулейменов, картины “Коксерек”, “Кровь и пот” и другие. И сейчас здесь работают талантливые люди. Но им необходимо понимание бизнеса. Задача киноиндустрии – создать крепкий, интересный, вкусный продукт, способный поразить, взволновать зрителя.
В прошлом году я шел по коридорам “Казахфильма”, там было пусто. Поговорил с одним сотрудником. Он сказал, мы получаем бюджет и наша задача – “выйти в ноль”. Если с таким подходом относится руководство, значит, и результат будет “ноль”.
– В таком случае, что для вас – добротный фильм?
– “Побег из Шоушенка”, фильмы Квентина Тарантино, Кристофера Нолана и другие.
– Какие фильмы любят смотреть американцы?
– По моим наблюдениям, нравится всё, что захватывает, что добротно сделано. Любят сериалы. Мне понравился фильм “Карточный домик”, уже снимается четвертый сезон. Демократия позволяет им показывать изнанку политической жизни самой высокой элиты.
– В американской киноиндустрии много казахстанцев?
– Да, здесь работают выходцы со всего СНГ. Есть продюсеры, режиссеры-казахстанцы. Режиссер Тимур Бекмамбетов очень востребованный. Даурен Муса продюсировал фильм “Весь мир у наших ног”. В нем задействованы казахстанские, американские актеры.
– Скучаете по Алматы?
– Конечно! Первые годы жизни в Америке вообще было тихое помешательство. В Алматы у меня живут мама и сестры. Вместе с супругой, сыном обязательно отмечаем казахстанские праздники, готовим бешбармак.
– А если вас пригласят в Казахстан работать – в рамках недавнего заявления министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, что нужно возвращать на родину земляков, получивших опыт, знания. Приедете?
– С удовольствием. Могу показать, как делают кино в США, какие для этого используют технологии, написать сценарии. Все зависит от того, что мне предложат.
Алматы