В РК определены новые правила работы Конституционного суда - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В РК определены новые правила работы Конституционного суда

В РК определены новые правила работы Конституционного суда

Депутаты начали работу над проектами законов, разработанными по поручению президента, в частности, речь идет о Конституционном законе РК «О Конституционном Суде РК» - сегодня состоялась его презентация в Мажилисе Парламента РК.

  • 2 Сентября 2022
  • 56
Фото - Caravan.kz

Выступая с проектом закона, вице-министр юстиции Алма Муканова напомнила, что данный документ разработан в рамках реализации Послания главы государства от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации»,  сообщает Zakon.kz.

— Целями проекта Конституционного закона являются реализация внесенных изменений в Конституцию Республики в части преобразования Конституционного Совета в Конституционный суд, усиление правозащитных институтов государства, обеспечение строгого соблюдения положений Основного закона и расширение доступа граждан к конституционному контролю. В целом проект Конституционного закона состоит из 3 разделов, 10 глав и 68 статей, — сказала Алма Муканова.

Первый раздел законопроекта посвящен статусу Конституционного суда.

— Хочу подчеркнуть, что Конституционный суд не будет относиться к судебной ветви власти, поскольку данный вопрос уже разрешен в Конституции. Конституционный суд будет являться органом, обеспечивающим верховенство Конституции на всей территории нашей страны. А судьи Конституционного суда будут являться лицами, занимающими ответственную госдолжность, статус которых определяется Конституцией, — сказала Алма Муканова.

По ее словам, в законопроекте подробно регламентируются вопросы, связанные с порядком назначения судей Конституционного суда и прекращения их полномочий. Также закрепляются их независимость и неприкосновенность. Учитывая высокий статус судей Конституционного суда, вводятся нормы по их материальному и социальному обеспечению.

В частности, предлагается ввести институт отставки судей Конституционного суда по аналогии с Конституционным законом о судебной системе.

Далее раскрываются вопросы организации деятельности Конституционного суда, включающие в себя порядок финансирования Конституционного суда, статус его аппарата и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности данного органа. Вместе с тем в данном разделе отражены компетенция Конституционного суда и организационные формы ее осуществления.

— Как вы знаете, компетенция Конституционного суда прямо регламентирована ст. 72 Конституции. Так, к компетенции Конституционного суда отнесено рассмотрение вопросов правильности проведения выборов, рассмотрение принятых Парламентом законов и международных договоров на их соответствие Конституции Республики, а также дача официального толкования норм Конституции. То есть все действующие функции Конституционного совета переданы Конституционному суду, — сказала Алма Муканова.

Кроме того, по ее словам, самое важное: в соответствии с внесенными изменениями в Конституцию Конституционный суд по обращениям граждан будет рассматривать на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы.

Также право обращения в Конституционный суд получили Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.

Тем временем второй раздел проекта Конституционного закона посвящен особенностям осуществления конституционного производства. В первую очередь закрепляются общие условия и принципы конституционного производства. Определяются виды обращений в Конституционный суд, их форма и содержание.

— Также хотелось бы уделить особое внимание ст. 46 проекта Конституционного закона, в которой предлагается установить критерии допустимости обращений граждан. Так, предлагается установить, что обращение гражданина допустимо, если оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы в конкретном деле с участием лица и по делу вынесен судебный акт, вступивший в законную силу. На наш взгляд, если не устанавливать определенные «фильтры» для обращений граждан, Конституционный суд будет не в состоянии рассматривать все поступающие к нему обращения, поскольку практически все НПА так или иначе затрагивают конституционные права граждан , — сказала Алма Муканова.

Она отметила, что условие об исчерпании средств судебной защиты до обращения в Конституционный суд применяется во многих европейских странах.

При этом законопроектом предлагается установить два исключения из общего правила.

— Первое, установить, что Конституционный суд вправе принять обращение гражданина к своему производству без апелляционного обжалования судебного акта, если официальное разъяснение оспариваемого нормативного правового акта, данное в нормативных постановлениях Верховного суда, свидетельствует о том, что иное применение нормативного правового акта не предполагается и эти средства не могут предотвратить нарушение прав гражданина. По второму исключению, обращение будет допустимым, если предварительное обращение лица в суд не приведет к иному применению закона, непосредственно затрагивающего права и свободы, закрепленные Конституцией, ввиду императивности соответствующих положений закона, — сообщила Алма Муканова.

Вице-министр полагает, что такой подход позволит полноценно осуществлять производство по обращениям граждан без перегрузки деятельности Конституционного суда.

В целом процедура рассмотрения обращений Конституционным судом кардинально отличается от порядка судопроизводства в общих судах.

— Проект разрабатывался с учетом необходимости максимального упрощения всех процедурных и организационных моментов. Так, порядок рассмотрения обращений Конституционным судом включает в себя в общей сложности пять этапов. Первый — предварительное рассмотрение обращений аппаратом Конституционного суда. Второй — принятие обращения к конституционному производству. Третий — подготовка материалов для рассмотрения обращения на заседании Конституционного суда. Четвертый — проведение заседания по рассмотрению обращения. И последний этап — принятие окончательного решения. Также в проект заложены механизмы исполнения решений Конституционного суда, — сказала Алма Муканова.

Как заключила представитель разработчиков, принятие проекта Конституционного закона создаст правовые основы для деятельности Конституционного суда, реализации полномочий, возложенных на него Конституцией, что в конечном итоге будет способствовать развитию правовой системы, укреплению гарантий защиты конституционных прав граждан и режима законности в стране, а также повышению доверия населения к госинститутам.