Об этом в репортаже корреспондента Caravan.kz.
Пограничный переход "Кордай". Очередь из машин двойная. Сначала пограничник пропускает десять машин из одного ряда, минут через пять — из второго. В первой очереди красивые, чистые и дорогие джипы, универсалы с багажом, легковушки, набитые семьями. Во второй больше старых, потрепанных "пассатов" и "ауди". Первые — это гости, туристы. Вторые — ГСМщики. В баках их машин плещется дешевый казахстанский бензин, который они должны переправить через границу, слить и получить за него деньги. Одна ходка за границу дает каждому примерно по 10 тысяч тенге.
Из-за двух очередей на границе откровенный бардак. Я пешком прошел границу за 20 минут. Машины теряют на переходе по два-три часа. Гарь, вонь, жара. Люди нервничают. Дети ревут. Таксисты радостно зазывают к себе новых клиентов, которым надо быстрее уехать от этого всего.
— Ты чего, снимаешь?! — водитель джипа увидел у меня в руках телефон. — Не смей! А то еще выложишь в Тик-ток, проблем потом не оберешься.
Тут же на стоянке, сразу за пограничным переходом, на глазах киргизских милиционеров пожилая женщина заливает в бак джипа бензин из десятилитровой бутылки из-под воды. Рядом стоят еще пять бутылей. Получив деньги, идет к своему дому и так же, не таясь, заливает пустые бутыли бензином.
— У вас что, заправок нет? — спрашиваю у таксистов.
— Есть, но там дорогой. Больше 60 сомов за литр. Дешевле здесь купить: 55 сом. И бензин казахский хороший, не то что российский. Машина хорошо на нем идет.
— А где она берет топливо?
Таксист хитро улыбается и кивает на очередь к границе. Она вытянулась на полкилометра. Это машин 160-170.
— Вон они везут. Половина очереди — ГСМщики.
— И выгодно?
— Конечно! — улыбается таксист. — У вас, в Казахстане, 92-й стоит 30 сомов, у нас — 60. ГСМщик продает его по 50 сомов. 20 сомов с литра в карман. Хорошо же!
Пересчитываю в тенге. 30 сомов — это 180 тенге. 60 сомов — 360 тенге. С литра ГСМщик зарабатывает 110 тенге.
Та женщина-заправщица в сутки продает от силы полтонны. За час она продала только 60 литров. В месяц она заработает ну 15-20 тысяч сомов (80-110 тысяч тенге). Для Киргизии деньги небольшие, но и не маленькие совсем.
— А сколько в бак заходит?
— В пассатик, говорят, можно 100 литров залить, — говорит таксист. — У него бак пластиковый, можно на шиномонтажке дунуть — он еще больше станет. Еще одну канистру можно перевезти в багажнике.
Значит, с рейса он зарабатывает 2400 сомов или 13 тысяч тенге.
— А кто расскажет подробнее?
— Сейчас, — таксист оказался знакомым всех на посту. Через три минуты я уже сговаривался с другим человеком по имени Али, который, как оказалось, только приехал из Кордая.
— Что показать? Покупателей? Да поехали.
Едем вдоль трассы на Бишкек. Село Ленинское.
— Смотри, вон справа, видишь, ворота открытые. Туда машина заезжает. Там сливают. Вот следующие — тоже сливают. Вон, — он показывает вперед и влево, — милиция моргает. Сливают. А милиции они не боятся. Мы ничего противозаконного не делаем. Вот бутылка пластиковая с воронкой стоит — значит, здесь можно продать бензин. А вон пацаны мелкие сидят — уже продают. Здесь точек 15. Но это все мелочь, все на виду. Сколько они соберут? Ну тонны 3-4 в день. Тебе надо внутрь села пройти, в улочки. Вот там объемы. В каждом доме бензовоз стоит. И почти каждый день бензин вывозит.
— И куда везут?
— В Бишкек, в Ош, в Нарын, туда, где горючее подороже. Только не надо тебе туда идти. Опасно это. Хозяева там серьезные люди, сам понимаешь.
Со слов Али и других таксистов вырисовывается картинка. Казахстан всю жизнь снабжал соседей ГСМ. Более того, Шымкентский НПЗ строился из расчета снабжения и Киргизии тоже. Но 10 лет назад, когда наши НПЗ не могли закрыть даже внутренний рынок, власти начали вводить ограничения и запреты на вывоз топлива на экспорт. В конце концов ввели полный запрет, и в стране настал мрак с ГСМ, пока его поставки не наладили из России. До сих пор цены были более-менее равны. Но в марте этого года курс сома подскочил, и разница в цене на ГСМ у нас и у них стала больным местом. В итоге из ситуации вышли таким способом: сотни, если не тысячи легковушек вывозят бензин в своих баках. За счет этого цена на бензин не так бьет по карману местных жителей.
Вывозят больше жители Кыргызстана. По номерам видно, что в очереди стоят машины из Бишкека, Нарына, Таласа, Баткена, Оша. Но есть и казахстанские номера. В основном Жамбылский регион.
Село Ленинское вытянулось вдоль Бишкекской трассы километров на десять. Фактически это пригород столицы. И здесь должны быть заправка на заправке. Работает только одна. Еще две заброшенные стоят. Но народ на чем-то передвигается? Откуда топливо? Вот, благодаря помощи из братского Казахстана.
Но есть масса нюансов.
Граница
Обычно ГСМщик делает два рейса в день. Для этого он встает в очередь в 6 утра, а семь границу открывают. В 9 часов он уже на АЗС — полчаса, возвращается домой, сливается. В 12 часов — снова в Казахстан, так чтобы к трем снова вернуться домой.
Казахстанские (казахские, как говорит Али) пограничники всегда вежливы и корректны, а вот киргизские следят, чтобы ты не пересекал границу больше двух раз. Когда проезжаешь второй раз, киргизский пограничник обязательно скажет: "Все, хватит на сегодня, отдыхай". Это значит — больше тебя не выпустят. Все данные забивают в компьютер. Проверить легко.
— Потом положишь на видное место 500 тенге, сам уходишь на паспортный контроль. Придешь — денег нет, — делится Али. — Раньше клали 100 сом, сейчас выгоднее 500 тенге оставить.
Их пограничники еще и регулируют движение "бензовозов". Могут отодвинуть их в сторону, типа, сейчас пусть гости проедут, вы потом.
Негласно все движение перевозчиков топлива заканчивается в 18 часов. Вечером и ночью границу переходят фуры и пассажирский транспорт. Не успеешь — можешь остаться не на той стороне.
Полиция
Сам Али едет вглубь Кордая. У него есть казахстанская страховка. А вот те, у кого страховки нет, ехать туда боятся: лютует казахстанская полиция. Видит полицейский очередь на АЗС — он идет и проверяет у всех именно страховку. В Кыргызстане обязательного автострахования нет. Поэтому людей ломает просто так отдавать 20 тысяч за бумажку.
АЗС
В прошлый четверг бензин на заправках в Кордае вдруг закончился. Но потом на АЗС ввели правило — не более 25 литров на заправку одной машины. На крупных АЗС вообще только 20 литров. Стало неудобно. Приходиться объезжать по очереди пять заправок — 100 литров в бак плюс одна канистра. Поэтому везде очереди.
Обменники
— Когда в Кордае покупаешь тенге, надо тихо сказать кассиру: "Я ГСМщик". Тогда она тебе обменяет валюту на 10 тиын дешевле. Мелочь, а приятно.
Автомобили
У ГСМщиков ценятся машины с объемным баком. В "кабан" — 600-й "Мерседес" — входит 110 литров. В Wolksvagen Passat — 100 литров. Если машину покачать во время заправки — 102 литра. Но "кабан" машина прожорливая, поэтому если видишь "пассат" на переходе — это точно ГСМщик.
Однажды в Кордае было объявление: человек "гольф" продавал. Указал объем бака 70 литров. Так у гольфов 50-60 литров. Видимо, как-то расширил бензобак. Просто так же машину не купят. Обязательно проверят, сколько в бак войдет.
Сейчас Али думает поставить на машину газ. Казахи многие на газу ездят. 65 тенге литр всего. Тогда он сможет слить с бака все 100 литров, а не как сейчас, только 90. Двести сом сверху. Заправляться газом в Кыргызстане так же невыгодно — литр газа стоит 32 сома (176 тенге).
Покупатели
Бензин принимают только 92-й. Тут понятно, почему: ниже классом бензин в РК не производят, а определить октановое число на коленке не получится.
Основная мера объема — 10-литровая бутыль из-под воды. Расчет в сомах сразу.
Бизнес по перевозке топлива через границу процветает вдоль всей ее линии, от Таласа до Кегеня. В принципе в этом нет ничего противозаконного. По правилам международных перевозок водитель имеет право провезти через границу топливо в баке и одну канистру в 20 литров. Эта норма действует в Азии и в Европе, и все жители приграничных районов им пользуются. Но здесь у нас эта норма превратилась в бизнес, где оборачиваются тысячи тонн бензина и работают тысячи людей. Почему? К этому толкает безработица и низкий уровень дохода населения наших двух стран. Работая 24 дня в месяц, ГСМщик зарабатывает 115 тысяч сомов. Это 480 тысяч тенге. Средняя заработная плата в Кыргызстане официально — 16-17 тысяч сом. В Казахстане — 120 тысяч тенге. И вот чем будет заниматься человек в таких условиях?
Есть ли способ прекратить такой массированный вывоз? Есть. Их много. Самый простой — поднять цены в Казахстане. Видимо, скоро Министерство энергетики такое решение примет.
Второй способ неофициальный, поэтому не самый законный. Как-то ограничивать переход ГСМщикам. Всех "бензовозов" погранцы знают в лицо. Киргизcкие пограничники это уже делают. Можно позволить пересекать не более 1 раза в сутки. Это резко снизит привлекательность бизнеса для иногородних и сократит очереди.
Третий — самый законный и правильный. Снова поставлять ГСМ в Кыргызстан законно. Но на это не пойдет наше же Министерство энергетики. Наши НПЗ не могут обеспечить свой рынок, а тут повесить себе на шею 8-миллионную страну!
Так что ГСМщики на границе будут. Как и бардак на границе.