К первому октября многие алматинцы бросились покупать единые транспортные платежные карточки “Онай”. Но оказалось, что системой считывания этих карт оборудованы только автобусные маршруты № 2, 5, 29, 34, 37, 42, 73, 79 первого муниципального автопарка. Всего 200 автобусов. Проезд в данных маршрутах наряду с транспортной картой можно оплачивать всеми ранее существовавшими способами. В остальном транспорте по-прежнему действуют валидаторы, а в частных парках работают кондукторы. На полную перезагрузку у общественного транспорта есть три месяца: до января 2016 года автобусы, троллейбусы, трамваи, а также подземка должны полностью перейти на новую электронную платежную систему.
Вывел из строя систему – плати
Но не наступим ли мы на те же самые грабли, как это произошло с валидаторами? Не секрет: устройства для сбора денег водители автобусов, троллейбусов специально выводили из строя, в результате наличность не подлежала учету. В частных автопарках их вообще демонтировали. Сломанные валидаторы находили на свалках, в гаражах, пунктах приема металлолома. В 2014 году было заведено семь уголовных дел по фактам хищения денег. А сколько водителей отделалось легким испугом?! Какие суммы фигурируют в теневом обороте, не знает никто.
По данным городского управления пассажирского транспорта, в Алматы работает 19 частных перевозчиков. В ТОО “Алматыэлектротранс” входят три автобусных, троллейбусный и трамвайный парки. Всего пассажиров перевозят 1 648 автобусов и 215 троллейбусов, 17 трамваев. По приблизительным подсчетам автоперевозчиков, “черная касса” составляет примерно треть от всей прибыли. А это сотни миллионов тенге ежегодно!
Как мы узнали, уже все автоперевозчики, в том числе частные, дали согласие на установку электронной системы билетирования. И если прибор будет намеренно выведен из строя, такой автобус снимается с маршрута, а владелец возмещает ущерб – один терминал стоит более полутора тысяч долларов.
Гонки автобусов увидят в онлайн-режиме
Еще два года назад в городском акимате обсуждалась возможность перехода города на новую систему оплаты проезда. Как говорят специалисты, прежде всего это необходимо для учета пассажиропотока в мегаполисе и наведения порядка. Ведь на основании таких данных приобретается дополнительная техника, рассчитывается интервал движения, регулируется работа светофоров для цивилизованного обслуживания людей.
– Система электронного билетирования – часть большой программы “Стратегия развития общественного транспорта Алматы 2012–2023”. Нововведений будет много, – рассказывает один из акционеров, член наблюдательного совета транспортного холдинга Алматы Рифат АБДУРАМАНОВ. – Дальше последует введение скоростных маршрутов, реформирование парковок и паркингов, интеллектуальная система светофоров. Городским общественным транспортом планируется охватить весь пригород в радиусе 50 километров. Мы побывали в городах Кореи, Белоруссии, Германии, России, посмотрели все варианты электронного билетирования. Выбрали идеальное соотношение цены и качества. Оборудование производится в Чехии, оно мультимодальное, с запасом технологического развития: если установить дополнительный модуль, то за проезд можно оплачивать через мобильный телефон. Плюс износостойкое, антивандальное. А также простое в обслуживании: карта прикладывается к терминалу, на дисплее загорается зеленая лампочка, раздается звуковой сигнал – оплата произведена. Карты “Онай” заказали в Москве. Они имеют несколько степеней защиты. Поверхностный слой из фольги исключает возможность воспользоваться новой карточкой третьими лицами.
– Другая разработка, “помощник водителя”, – казахстанская, – продолжает наш собеседник.– Устанавливается на панели автобуса. Водитель идентифицирует себя при помощи водительского удостоверения. Информация передается в диспетчерский центр, где видят, кто сел за руль. Система позволяет в онлайн-режиме наблюдать – где, с какой скоростью движется автобус. Скоро “помощник водителя” появится в каждом автобусе и троллейбусе.
– Какие есть риски, что оборудование перестанет работать?
– Работа терминала для считывания карт возможна в режиме онлайн и офлайн. Если пропадет Интернет, он может работать, накапливать информацию в базе в течение трех дней в режиме офлайн. Оборудование выйдет из строя только в том случае, если водитель разобьет его кувалдой.
– Новшества могут повлиять на стоимость проезда?
– Тариф на проезд устанавливает городской маслихат, к электронному билетированию он не имеет отношения. Введение новой системы полностью производится за счет частных инвестиций. Планируемый срок окупаемости – 10 лет.
Где оформить карточку?
Вопрос, который интересует всех горожан, а также гостей из других регионов: где купить карточку и пополнить баланс?
– В обороте будет несколько видов карточек, – говорит эксперт.– Единой транспортной картой, обозначенной оранжевым стикером, пользуются все, у кого нет льгот. С 28 сентября они распространяются во всех торговых сетях – гипермаркетах, магазинах, киосках. Стоимость карты – 400 тенге: из них 320 – залоговая стоимость, которую можно вернуть, если больше нет необходимости пользования картой. Плюс в стоимость заложена одна поездка на транспорте. Скоро каждый пассажир сможет зайти в “Личный кабинет” на сайте транспортного холдинга и зарегистрировать свою карту. В случае ее потери карта блокируется.
Также выпущено несколько видов льготных карт – школьника, студента и социальная транспортная карта пенсионеров. Участники ВОВ пользуются транспортом бесплатно. Льготные карты пенсионеров персонифицированы, с фотографией их обладателя. Их можно получить в отделении соцзащиты по месту жительства. Для регистрации необходимы удостоверение личности, пенсионное удостоверение и адресная справка. Транспортные карты школьника выдают по месту учебы. Проезд по ним будет с 50-процентной скидкой. В каждом учебном заведении есть оборудование, ребенка фотографируют, заполняют анкету. Все данные передаются в режиме онлайн в транспортный холдинг. Аналогичная система действует для студентов колледжей и вузов.
Но как быть иногородним, кто учится, работает в Алматы?
– Детей до 15 лет мы обязаны обеспечить льготной транспортной картой, – говорит Рифат Абдураманов. – Родители должны приехать в транспортный холдинг, заполнить анкету и получить там карту. Или заранее заполнить данные на ребенка на сайте (такая функция скоро станет доступной), а после получить карту. Если льготная карта не приобретена, придется покупать единую транспортную карту.
Охота на зайцев
Что касается пополнения баланса карты, его можно провести во всех терминалах QIWI Kazakhstan – по городу их более 8 тысяч. Как нам сообщили в пресс-службе компании, комиссия за услугу – пополнение единых транспортных карт “Онай” – через QIWI-кошелек не взимается. Также перевод скоро можно будет осуществлять со стационарного компьютера или мобильного устройства.
А как быть тем, кто не является активным пользователем компьютеров или мобильных устройств, пенсионерам, например?
Пополнить баланс карточки можно у мобильных операторов на остановках общественного транспорта. Всего по городу будет действовать более 1 200 точек по продаже карт, в том числе в киосках “КАРАВАНА”.
Специалисты предупреждают: о покупке и оформлении карт стоит позаботиться заранее. Параллельно в городе создана новая контрольно-ревизионная служба из 376 человек. С 1 января ее сотрудники будут ловить и штрафовать всех зайцев.
Алматы