«Русский язык моей дочери не нужен»: известный казахский поэт обратился к министру просвещения - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Русский язык моей дочери не нужен»: известный казахский поэт обратился к министру просвещения

«Русский язык моей дочери не нужен»: известный казахский поэт обратился к министру просвещения

Мнения в пользу полной отмены русского языка в школьной казахскоязычной среде в последнее время стали довольно популярны. 

  • 23 Августа 2022
  • 232700
Фото - Caravan.kz

К примеру, с требованием убрать из школьной программы русский язык к министру просвещения РК Асхату Аймагамбетову обратился известный общественный деятель и поэт Ауыт Мукибек.

«За 30 лет кое-как как избавились от русского и английского языков в первых классах. Это правильно, но этого мало. Слишком мало. В казахских школах в начальных классах нужно обучать только на казахском языке. И лишь потом можно внедрять английский. Но русский язык не нужен. Его нужно полностью убрать из школьной программы. Я — оралман из Китая, 24 года назад вернулся на историческую родину. Не знаю ни одного слова на русском и не стремился изучать его. И не страдаю от этого.

Моя дочь Райан через год пойдет в школу. До этого мы еле как нашли казахский детский сад, сменив три учреждения. Я не буду учить русскому языку в школе, он ей не нужен. Русскому она и на улице научится. 

Если другие хотят учить русский, зависят от него, пусть учат в русских школах. Одним словом, в казахских школах не нужен русский язык», — написал Мукибек на своей странице в Facebook.

Обратим внимание на еще один взгляд на эту тему. По мнению эксперта Аятжана Ахметжанулы, в нашем обществе бытуют вредные стереотипы о том, что без знания русского языка не получится устроиться на хорошую работу, успешно заниматься бизнесом и даже просто жить в городе. Это привело к тому, что в массовом сознании укоренилось представление о русскоговорящем человеке как об образованном. Многие, как сообщает г-н Ахметжанулы, считают знание русского языка привилегией, а умение писать по-русски — признаком образованности. "Хочу доказать, что и без русского языка можно жить хорошо" — директор учебного центра

Ахметжанулы рассказал, что даже кандасы, которые прибывают в Казахстан из-за рубежа, первым делом учат русский язык, не казахский, а его собственные младшие родственники, которые поступили в вуз, предпочитают писать в социальных сетях также на русском языке, хотя толком им не владеют.

Далее он рассказал о своем опыте общения с людьми, у которых эти установки были особенно сильны. В том числе он приводит в пример свою однокурсницу, которая во время обучения на бакалавриате плохо знала русский язык, но в магистратуре хотела защищать диссертацию на нем, несмотря на то, что училась на казахском отделении. Автор списывает все на желание этих людей выглядеть образованнее и умнее, похвастаться знанием русского языка.

«Я хотел доказать, что можно хорошо жить, получить хорошую работу, вести бизнес, не пользуясь русским языком. Прошло 16 лет с тех пор, как я вернулся на родину, и 12 – с момента, когда я начал работать. Я живу без русского языка, не заполняю и не подписываю документы на нем. Что бы ни случилось, это не изменится», — рассказал Аятжан Ахметжанулы далее. «Отмена русского языка для первоклассников казахских школ»: правильное решение, которое давно назрело – эксперт

По его словам, во время работы учителем необходимости в использовании русского языка не было. Но когда он открыл учебный центр, многие предлагали ему открыть русскоязычную группу и давать рекламу на русском языке, считая, что без этого бизнес успешным не станет.

«Нет, если я  не смогу развиваться без русского языка, значит — не буду развиваться совсем. Я твердо верю, что можно обойтись без русского языка. Уже 7 лет мы работаем так, в том числе 2 года в Петропавловске. Мы открыли лицей в Костанае, и там также соблюдается этот принцип.  Мы продолжим работать так в любом северном регионе.

У нашего центра есть филиалы в 12 регионах, у нас 300 сотрудников. Мы издали более 300 учебных пособий, выпускаем 3000-4000 учеников в год. Сложностей не испытываем.  Разве что у многих учреждений, которые хотели сотрудничать с нами, не было образцов договора на казахском языке, им пришлось нанимать переводчиков, потому что я отказывался подписывать вариант на русском языке.

Сейчас, когда я руковожу государственной школой, я получаю много документов на русском языке. В таких случаях пишу письмо или звоню и прошу прислать казахскую версию, потому что русскую не стану заполнять. Вежливо говорю: "Пожалуйста, пришлите версию на государственном языке". Никто не имеет права отказаться, так что они готовят и присылают нужный вариант», поведал Ахметжанулы.

Он рассказал, как однажды к нему пришел человек, который настолько поразился желанию Аятжана говорить только по-казахски, что вышел в приемную и уточнил у секретаря, правда ли его руководитель не говорит по-русски.

«В Казахстане мы должны создать такое положение дел, когда без знания казахского языка нельзя будет устроиться на государственную службу, не получится успешно вести бизнес. Только тогда казахский язык будет развиваться», — заключил он.

Медиа-портал Caravan.kz решил продолжить эту тему. Нашим спикером в сегодняшнем материале выступил общественный деятель Бахытжан Копбаев.

— Мнения в пользу полной отмены русского языка для казахскоязычных школьников в последнее время стали довольно популярны. Почему?

— Самовыражение — это неотъемлемая часть демократии, подчеркнул Копбаев в начале разговора. — Если человек считает, что его ребенку не нужен русский язык, то он имеет право на такую позицию. Я даже поддерживаю его в этом деле. Пусть его ребенок учится в школе, где все будет преподаваться только на казахском языке. И считаю, что он имеет право, чтобы его ребенок вообще не изучал ни одного часа русского языка. Даже больше — имеет право отказаться от любого иностранного языка: только казахский и все.

— Казахскоязычные дети могут овладеть русским и без школьного образования: получая контент из Интернета, общаясь на улице и т.д., а потому урок русского языка в школах не нужен. Данный аргумент в подобных рассуждениях встречается довольно часто. Насколько это отражает реальную картину, и можно ли брать это в расчет, как бесспорный и показательный факт?

— И тут они правы. Я сам делал репортаж о детях дошкольного возраста, проживающих в исключительно казахскоязычной среде, никогда не имевших контактов с носителями русского языка. Но при этом дети говорили только на русском, не произнося почти ни одного казахского слова. Почему наши власти должны заставлять изучать другие языки казахов, русских, узбеков, уйгуров и остальных в своих национальных школах? Пусть каждый выбирает сам на свое усмотрение. У ребенка должен быть выбор. Хочет изучать — пускай, не хочет — пусть изучает только свой язык и все. Кому надо – выучат сами. Наоборот, тогда у таких детей будет больше времени изучать именно тот язык, который они предпочитают. В казахской школе ребенок вместо тех часов, что были бы отданы русскому, учил бы казахский.

— Тема недостаточного владения казахским в нашей стране отчасти все еще остается на повестке, но не кажется ли вам, что меры вроде отмены уроков в школах вряд ли повлияют на ситуацию лучшим образом? И что желаемых результатов нужно добиваться иными способами?

— Любые вмешательства по принуждению к изучению тех или иных языков всегда будут встречать сопротивление и возымеют обратный эффект. У ребенка должна быть свобода выбора. Даже много веков назад на казахском языке свободно говорили миллионы казахов, не имея ни одного класса образования. Тогда ни школ, ни других образовательных учреждении не было нигде. Но язык был в обороте. Это говорит о том, что главным двигателем интереса к казахскому или другим языкам был, есть и будет интерес.

— Как нащупать золотую середину? Как поступить правильно, чтобы удовлетворить требования одних и не ущемить других в этом вопросе?

— Никак. Только идиоты могут искать в таком очень деликатном вопросе какую-то середину или сторону — то правую, то левую и все такое. Пусть все идет своим чередом и будет развиваться эволюционным путем. Только так можно определить степень необходимости того или иного языка. А если кто-то так рьяно хочет развивать казахский язык, то есть только два пути.

Первый — созидание. Путем повышения промышленного производства, производства конечной инновационной продукции (сделано в Казахстане), имеющей большой спрос среди населения и за пределами страны.

Второй — простая демография. Рост числа казахов приведет росту среды использования казахского языка. А вот трата сил на то, чтобы заставить представителей других этносов стать казахами путем насильственного навязывания казахского языка, может возыметь для страны катастрофические последствия, подытожил Копбаев.