22 августа вступил в силу приказ Министерства энергетики РК о предельных ценах на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.
Согласно приказу, цены на бензин следующих марок остаются на прежнем уровне:
- АИ-80 – 89 тенге/литр;
- в Костанайской и Северо-Казахстанской областях цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 – 187 тенге/литр;
- в других областях Казахстана – 182 тенге/литр;
- цена на дизельное топливо – 450 тенге за литр.
— Приказом установлен лимит на дизельное топливо: при предъявлении водительского удостоверения, выданного в Республике Казахстан, – в объеме 100 литров в день по цене 230-260 тенге/литр в зависимости от региона, а для грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов – при предъявлении свидетельства о регистрации транспортного средства в Республике Казахстан утвержденный лимит в сутки составляет 300 литров по цене 230-260 тенге/литр в зависимости от региона, — сообщила пресс-служба Минэнерго РК.
Поможет ли эта мера сокращени дефицита дизтоплива в стране? Аналитик Сергей Смирнов в этом не уверен.
— Дефицит дизельного топлива – это все старая песня. Повышением цен и ограничением экспорта наши власти покрывают дефицит топлива. Они провели модернизацию заводов и обещали, что с 2019 года дефицита не будет. По факту перебои с дизелем и бензином были в прошлом году, в этом году с дизелем. Выходит, модернизацию КМГ провел без учета роста спроса на топливо, — рассказал «Каравану» аналитик Сергей Смирнов. В Казахстане утвердили предельные цены на бензин
Наши власти усиленно не хотят строить четвертый НПЗ, считает эксперт. Поэтому все силы и средства были брошены на модернизацию существующих заводов. Модернизация трёх НПЗ обошлась стране в 6,3 млрд. В два раза дороже, чем планировалось. Закончилось переоборудование – в 2018 году.
Чем сейчас объясняют дефицит? Мол, киргизские машины заправляются в Казахстане. Но это же смешно. Если посмотреть цифры производства и потребления, то разница там небольшая. Но дефицит есть. Как он образуется? — размышляет эксперт. — Ну точно не заправкой иностранных машин, а скорее всего контрабандой топлива за рубеж. В РК установили предельные цены на дизельное топливо
Распределение дизтоплива через биржу тоже не решит проблему, так как биржа поднимает цены на топливо. Мы это видели по торгам на автогаз и январским событиям.
Одна из проблем — экспортерам по-прежнему выгодно вывозить нефть за рубеж, а не продавать ее внутри страны. Во-первых, они получают хорошую цену, и, во-вторых, им возвращается НДС. Нефть, поставляемую на НПЗ, покупают в 1,5 раза ниже мировой цены и НДС им не возвращают. Это же несправедливо. По-хорошему, надо бы наоборот сделать: обложить экспортеров НДС и освободить от этого налога поставщиков нефти на казахстанские НПЗ, — уверен Сергей Смирнов. — Тогда было бы больше желающих поставлять сырье для переработки.