С середины 2000-х годов газово-травматическое оружие оказалось в одном ряду с автомобилями, телевизорами и телефонами. Какая-нибудь “Оса” была доступна любому казахстанцу, достигшему 18-летнего возраста. Но, несмотря на то, что газовые пистолеты преподносились как оружие нелетального действия, около 70 процентов преступлений со смертельным исходом совершалось, по словам полицейских, именно с помощью такого оружия. В 2008 году органы правопорядка ужесточили контроль за владельцами травматики – были поставлены на учет уже купившие подобные пистолеты, и началась специальная регистрация тех, кто только намеревался совершить такую покупку.
Но в прошлом году было принято решение о сужении видов оружия самообороны. А в начале нынешнего года началась акция выкупа травматики у населения.
– С 1 января 2016 года лица, не сдавшие травматическое и газово-травматическое оружие с возможностью стрельбы резиновыми пулями, будут привлекаться к уголовной ответственности независимо от наличия регистрации и разрешения, – сообщил старший инспектор лицензирования и контроля за оборотом оружия УВД Семея майор Талгат ДЮСУПОВ. – В качестве оружия самообороны разрешены будут газовые пистолеты, которые стреляют только газовыми патронами, и электрошокеры. Но для их приобретения необходимо будет получить разрешение в органах внутренних дел.
На сегодняшний день в полицию Семея сдано 388 стволов. По подсчетам полицейских, на руках у населения осталось 2–3 процента зарегистрированного газово-травматического оружия.
– 90 процентов уже получили вознаграждение, – пояснил Талгат Дюсупов. – Общая сумма выплаченного вознаграждения составила около 17 миллионов тенге.
Стволы оцениваются по трем категориям – в зависимости от марки, степени сохранности, наличия или отсутствия повреждений. Максимальный потолок – 90 процентов от первоначальной стоимости. Поэтому сумма вознаграждения варьируется от 30 до 150 тысяч тенге.
Как оказалось, практически вся травматика пылилась у собственников такого оружия без пользы.
– В основном сдается травматическое оружие по первой и второй категориям. Только пять единиц имели повреждения и были непригодны к использованию, – подчеркнул инспектор.
Такие пистолеты уничтожаются. Остальное оружие передается на специальные склады департамента внутренних дел. Какова будет его судьба в дальнейшем, пока неизвестно.
Семей