Его высокопросвещенство. О вере в "болашакеров", химии на английском и причинах гибели сайгаков - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Его высокопросвещенство. О вере в "болашакеров", химии на английском и причинах гибели сайгаков

Его высокопросвещенство. О вере в "болашакеров", химии на английском и причинах гибели сайгаков

Министр образования и науки Аслан Саринжипов на встрече с выпускниками международной стипендии “Болашак”, что прошла в Павлодарском госуниверситете, много говорил. И попытался, как мы думаем, используя трибуну в Павлодаре, ответить на ранее заданные вопросы нашего корреспондента Айгуль Омаровой (“Полный крах всех надежд: Шесть букв, вторая “и”, “Караван”, № 35 от 18 сентября 2015 г.). К сожалению, нам показалось, что ответам уважаемого министра не хватает ясности и глубины понимания проблем, стоящих перед системой образования. В связи с этим хотим обратиться к учителям страны: что вы думаете о реформах Саринжипова? Ждем ваших комментариев, пишите нам на адрес narod@caravan.kz.

  • 2 Октября 2015
  • 6378
Фото - Caravan.kz

О вере в “болашакеров”

– Выпускники программы “Болашак” работают сегодня в сфере образования, здравоохранения, в сельском хозяйстве, на производствах, в бизнесе и на государственной службе, – начал министр. – Поэтому “Болашак” – это серьезная сила, на которую делает ставку наше государство, наш Президент. Отрадно, что выпускники возвращаются в свои регионы, а не концентрируются в Астане и Алматы.

О химии на английском языке

– Для развития программы трехъязычия необходимо в первую очередь подготовить учителей, которые могли бы вести преподавание на английском языке. Это язык новых технологий, мирового бизнеса. Согласно плану Президента “100 шагов” (шаг № 79), в старших классах ряд предметов будет вестись на английском. Думаю, для самих учеников и родителей это путь повысить свои знания, поступить в хорошие вузы.

Но мы это делаем не только для английского языка. В казахских школах некоторые предметы предлагаем внедрить на русском и на казахском языке – в русских школах. Знание трех языков для нашего выпускника – это дополнительная возможность повысить свою конкурентоспособность.

– Не сложно ли будет детям химию и биологию изучать на английском? – задали вопрос.

– Сложно, но мир сейчас развивается, конкуренция в нем только усиливается. Но отмечу, что это только наше предложение, оно обсуждается. Стандарты вводятся с 2017 года, до этого времени все аспекты будем изучать.

О менеджерах

– Мы создали хорошие бизнес-школы, школы управления, но над их уровнем надо еще работать. Хорошего уровня менеджеров у нас недостаточно. Так сложилось, что школами управляют бывшие учителя, больницами – бывшие медики, творческими вузами – бывшие музыканты. Может быть, это не всегда правильно. Управлять организацией должен профес­сиональный управленец. Если у него есть опыт работы в сфере – это хорошо, но управление – весьма специфическая область.

Нам нужны предприниматели, которые работают не только в бизнесе, но и в образовании, науке. Они понимают, как нужно продвигаться на рынке, как зарабатывать деньги.

Об учителях

– Хотим сделать отдельную образовательную программу по 15 университетам, чтобы сделать апгрейд педвузов. Для привлечения молодых, хорошо образованных людей к работе в школе нужен комплекс мер. Недавно мы были в Корее, изучали их опыт работы. Там зарплата учителя составляет 140 процентов от среднестрановой. Работа в школе считается одной из привлекательных.

Со следующего года в Казахстане вводится новая система оплаты труда учителей. Это очень хорошая новость – зарплаты в школах поднимутся на 30–50 процентов. На это, по решению Президента, выделяется 200 миллиардов тенге.

Об образовании на селе

– Затраты на одного ученика в селе у нас выше, чем в городе. Последнее ЕНТ показало, что есть разрыв по результатам, но он сокращается. В мире разница между городской и сельской школой есть всегда. В городе доступа к информации больше, доходы семей выше, и в селе есть масса обязанностей по дому, что надо выполнять, и времени на образование тратится меньше.

Мы будем использовать такой инструмент, как премирование школ, если они показывают определенный прогресс в успеваемости. И раньше премировались успешные школы, но в основном городские. Подход будем менять, станем учитывать именно рост, стимулировать школы надо.

О причинах гибели сайгаков

– В рамках проекта, который финансировался по линии министерства образования, в течение трех лет изучалась такая проблематика, как гибель сайгаков. Было выявлено несколько видов заболеваний. Нужно отметить, что массовый падеж сайгаков происходит регулярно – каждые четыре-пять лет начиная с 1980-х годов, когда стали вести учет. Может быть, какая-то природная закономерность, но ученые над этим вопросом работают. На основе заключений совместно с министерством сельского хозяйства будут выработаны программы мер, которые предотвратят подобные случаи падежа.

О подставах на турнирах

Ответил министр на вопрос о скандале с “подставами” в Национальной студенческой лиге. В прошлом году после окончания футбольного турнира “Осень-2014” было установлено, что некоторые игроки студентами вовсе не являются.

– С удовлетворением отмечаю, что в этом году состав лиги вырос – 36 вузов. Помимо футбола с октября мы включаем баскетбол, а с нового года – волейбол. Сборная студентов будет участвовать в чемпионате Азии от имени Казахстана. В самой лиге создали ревизионный комитет. Будет вестись мониторинг составов команд, чтобы все было по-честному, чтобы в командах играли именно студенты. Мы обеспечим спортивный дух и чистоту игр.

О личной жизни

Одна из “болашакеров” сообщила министру, что собирается работать в министерстве образования и служить народу. Девушка интересовалась, как можно решить такую серьезную проблему, как налаживание своей личной жизни, если график работы в министерстве ненормированный.

– То, что вы хотите работать в системе образования, – это похвально. Но не обязательно работать в министерстве, ведь это маленькая верхушка айсберга. Есть масса других организаций. Например, вузов, где времени свободного побольше. Хотя в министерстве тоже есть вакансии, вы можете принять участие в конкурсе.

О мечтах

– Не могу сказать, что я мечтал стать министром образования. Действительно, это большая сфера деятельности. Каждая казахстанская семья имеет отношение к образованию. Каждая семья отлично разбирается в вопросах образования (смешки в зале). Так что работать здесь непросто.

Сфера образования – очень важная для стратегического будущего страны. С другой стороны, она консервативная. То есть в ней что-то быстро менять бывает сложно, а может, и не нужно.

Павлодар