Передача в аренду заправок – это часть программы трансформации группы компаний “Самрук-Казына” по оптимизации расходов. Главный принцип работы новой программы Company Owned Dealer Operated, или CODO, означает “компания владеет – дилер управляет”. Ее суть проста: сами заправки остаются в собственности компании, но управляют АЗС арендаторы. Ими могут быть индивидуальные предприниматели, малый бизнес или семья местных жителей. КМГ поставляет свое топливо под своим брендом, поэтому арендатор не имеет права закупать ГСМ на стороне – любой покупатель должен получать одинаковое по качеству топливо на любой заправке сети независимо от региона. Контролировать качество топлива будут аккредитованные лаборатории, так же, как и на любой АЗС.
Получается схема такая – нефтяная компания просит арендатора АЗС продать ее топливо на розничном рынке. За это он получает процент от продажи. Цена на бензин и дизтопливо тоже рекомендуется КМГ. При этом она обычно ставится ниже, чем у конкурентов, ведь предполагается, что такой АЗС теперь не нужно беспокоиться о поставках топлива – вопрос решен контрактом. Частнику проще управлять одной или несколькими близлежащими АЗС, чем крупному бизнесу, значит, его расходы должны быть меньше. И главное – основной доход должна приносить продажа не топлива, а сопутствующих товаров и услуг. Ведь при каждой заправке находится магазин, который приносит выгоду даже в небольшом поселке. Здесь же можно создать кафе, оказывать попутные услуги, например, вулканизации или мойки. При этом автомобилисты будут создавать поток, вокруг которого можно и строить бизнес.
По данным пресс-службы ТОО “ҚазМұнайГаз Өнімдері” (КМГО), дочерней компании “КазМунайГаз – переработка и маркетинг”, по такой схеме в США работают компании Exxon Mobil, Shell, Chevron, в Европе – “Лукойл”, “Ромпетрол”, в России – “Лукойл”, Shell. В США нефтяные компании практически избавились от управления розничными активами и сосредоточились на добыче и переработке, не отвлекая свои средства.
Мы готовы приспосабливаться
– Судя по этой информации, “КазМунайГаз” готов меняться, – высказал свое мнение “КАРАВАНУ” директор консалтинговой компании Ulagat Business Group Марат КАИРЛЕНОВ. – Компания идет на аутсорсинг – это один из признаков желания компании оптимизировать свои расходы. В то же время КМГ не теряет контроля за розницей – за счет поставок ГСМ со своих нефтебаз, сохраняя преимущества вертикальной интеграции. С другой стороны – это хороший элемент поддержки малого и среднего бизнеса.
Цену на ГСМ такие АЗС на самом деле могут поставить минимальную, хотя бы потому, что ИП платит налог 3 процента от валового дохода, средний бизнес платит налогов гораздо больше, считает эксперт. Кроме этого, успешный малый бизнес – это всегда инновации.
– В малом бизнесе всегда возникают инновации. Новые бизнес-модели, способы мотивации персонала, контроля за ресурсами – все возникло сначала в малом бизнесе. Здесь это сделать проще. Поэтому такой ход компании – это нормальное решение, – уверен Каирленов. – Нет одной застывшей универсальной бизнес-модели. Мир все время меняется, поэтому компании постоянно ищут новые формы работы.
С другой стороны, КМГ принимает на себя и риски, характерные для малых предприятий. Значительная часть из них не доживает и до года. Этот же опыт может пережить и сеть АЗС нацкомпании. Возникает и вопрос коррупции, которую тоже никто не отменял: кто чьего человека посадит на доходное место. В регионах очень остро стоит вопрос свободных рабочих мест. Тем более свободных ниш для бизнеса.
Товар – деньги – навар
– Такая система работает во всем мире, так как идея вертикально-интегрированных компаний, которые контролируют всю работу от нефтяной вышки до заправки, провалилась, – высказал “КАРАВАНУ” один из владельцев АЗС на условиях анонимности. – Поэтому сама идея передачи АЗС в аренду правильная, но КМГ реализовал ее по-своему криво.
Первое – от арендатора требуется обеспечительный платеж. Он немаленький. Какой в нем смысл, если человек приходит на АЗС заработать, но вынужден сразу заморозить часть своих денег?
Второе – обязательный план продаж для АЗС. Для Алматы этот план установлен в 5 кубометров топлива в сутки. То есть примерно 40 тонн бензина и дизтоплива. В других регионах цифры не сильно отличаются. Это слишком большой объем для заправок, у которых объем продаж может отличаться очень сильно по разным причинам: по местоположению – в городе, селе или на трассе, по проходимости места, уровню доходов местного населения.
И третье – сама система работает, если есть дешевое топливо. А сейчас у КМГ нет своего дешевого бензина Аи-92 из-за многочисленных посредников. Также компания закупает недешевый бензин в России. А это большая проблема для жизнеспособности арендованных АЗС и их способности делать план.
– С другой стороны, ТОО “ҚазМұнайГаз Өнімдері” быстро учится. Я наблюдаю за программой CODO с июля, когда она была запущена, и тогда в первых правилах было жесткое требование к арендаторам – никакого опыта работы с ГСМ. Это значит, компания ставила их в заведомо проигрышное положение, так как каждая АЗС – непаханое поле для обмана и навара. Сейчас это требование убрали, – отмечает наш анонимный владелец АЗС.
Планов громадье
Сегодня розничная сеть “КазМунайГаза” – это 320 АЗС по всей стране. До конца года компания намерена передать в аренду 150 АЗС. Если принять средний план продажи в 40 тонн в сутки, то получается, что в год все арендованные АЗС должны продать больше 2 миллионов тонн бензина и дизтоплива.
Всего за 2014 год в Казахстане было продано 5,2 миллиона тонн бензина и дизтоплива. Значит, если только 150 АЗС “КазМунайГаза”, которые будут переданы в аренду, выполнят свой план продаж, то доля компании на рынке составит 40 процентов. Много это или мало?
В 2010 году генеральный директор АО “Торговый дом “КазМунайГаз” Данияр Берлибаев сообщал, что “сейчас доля торгового дома “КазМунайГаз” в розничной торговле составляет 20–21 процент”. Тогда же он рассказал журналистам о намерении увеличения этой доли до 60 процентов, но планы были связаны с программой модернизации казахстанских НПЗ и увеличением производства ГСМ на них. Но все мы знаем, что эта программа была провалена. Более того, на рынке появились другие компании, которые начали жестко “подвигать” национальную компанию, поэтому долю КМГ сегодня можно оценить даже не в 20 процентов, а скорее в 16–18. Такие результаты, видимо, и заставили руководство компании переходить на новые формы работы на рынке. Но, главное, из этого следует, что планы продаж, установленные “КМГ Онiмдерi”, были заранее невыполнимы.
Неожиданная приватизация НПЗ
А теперь один из самых главных вопросов – цена на бензин. Она может стать еще более актуальной, если фонд “Самрук-Казына” решит приватизировать казахстанские НПЗ. Такое развитие ситуации не исключил глава АО НК “КазМунайГаз” Сауат Мынбаев во время X Евразийского форума Kazenergy в Астане, отвечая на вопросы журналистов.
– В принципе, сейчас правительство рассматривает некую расширенную программу приватизации, и если в их число попадут (нефтеперерабатывающие. – Прим. “Каравана”) заводы, то это возможно. Пока модернизация осуществляется за счет средств, которые определены, фиксированы, и в этих источниках средств от продажи заводов нет, – сообщил общественности Мынбаев.
Алматы