Потеря концентрации и психоз: что грозит казахстанским детям после продления учебного года - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Потеря концентрации и психоз: что грозит казахстанским детям после продления учебного года

Потеря концентрации и психоз: что грозит казахстанским детям после продления учебного года

В Министерстве просвещения сообщили, что для детей решили продлить учебный год до 1 июня. Как это может повлиять на их психику и успеваемость, рассказал психолог

  • 18 Августа 2022
  • 1680
Фото - Caravan.kz

О том, почему продлевать учебный год не стоит и как нашим детям нелегко будет доучиваться лишние дни учебного года, корреспонденту Caravan.kz рассказали психолог Городской больницы скорой неотложной помощи Алматы Гульнара Дощанова и семейный психолог Динара Ахметова.

 — Что же влечет для детей за собой продление учебного года?

 — Идея продлить учебный год и сократить каникулы, на мой взгляд, кажется очень жесткой для детей. Как сказал великий древнеримский философ-драматург Сенека: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сокращение учебной недели, естественно, приведет к увеличению количества уроков, и это пагубно отразится на психике ребенка. Повышенные нагрузки, которые будут испытывать школьники – это серьезная проблема не только для детей, но и для учителей и родителей.  За последние годы школьная нагрузка выросла более чем в два раза. Объём домашних заданий вырос. А кроме школы еще есть спортивные секции, музыкальные и художественные школы, различные кружки. Чрезмерная нагрузка провоцирует активацию защитных механизмов – избегание. Что, естественно, приведет к негативному стремлению к знаниям и повлияет на учебную мотивацию. Именно переутомление создает предпосылки к развитию нервных, психосоматических и других хронических заболеваний. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает.  Все эти инициаторы смелых проектов просто копируют некий зарубежный опыт и пытаются его внедрить в наших степях, не учитывая уровень жизни и климат. 

Тот факт, что мало кто посещает занятия последнюю неделю школы, может свидетельствовать о том, как учащиеся относятся к окончанию учебного года. У детей в последние дни учебного года нет настроения. Они еле держатся, им хочется гулять и отдыхать. Они весной уже перестают учиться, и мои слова может подтвердить любой учитель. Уже с марта их с трудом собрать на занятия. Май — один из самых приятных месяцев, и психологически им уже не до учебы. Я считаю, что у нас дети и так перегружены ненужной информацией, и надо вообще думать, как им облегчить жизнь, а не наоборот. С точки зрения медицины, к весне наш организм изматывается и истощает свои ресурсы. Именно в это время дети становятся очень ранимы, уязвимы физически и психологически. Уровень шума в школе, переключение с одного предмета на другой — все это очень сильно отражается на психике ребенка. В результате дети постоянно чувствуют себя уставшими, у них нарушается аппетит, снижается иммунитет, появляется раздражительность и плаксивость. К концу учебного года нагрузки настолько велики, что организм всю энергию расходует только на то, чтобы хоть как-то восстановить силы.  

Традиция летних каникул складывалась не одно десятилетие, и сейчас не лучшее время что-то менять.  Есть привычное восприятие прежнего ритма обучения, и уже сложился некоторый стереотип, что летом должно быть три месяца каникул. Сломать этот стереотип будет сложно. Игры на свежем воздухе, купание, сон, фрукты, и, что самое главное, отсутствие забот – это самое необходимое для растущего организма. Пусть у ребенка будут счастливые воспоминания о детстве. Именно к нему, будучи взрослыми людьми, мы обращаемся, чтобы ощутить самые теплые, искренние эмоции. Дайте детям органично прожить свое детство и найти себя.  100 тысяч тенге: сколько стоит собрать ребенка в школу

 Вот что ответила на тот же вопрос семейный психолог Динара Ахметова.

— И дети и родители однозначно негативно восприняли увеличение учебного года. С точки зрения школьников это выглядит так: «Взрослые решили еще на пять дней дольше помучить нас в душных классах, не понятно, за что». И с ними трудно поспорить. После того как запланированный объем программы выполнен, зачем в жаркий месяц мучиться в школе лишние дни, что они дадут? А ведь дети воспринимают это постановление именно как мучение. На улице жарит солнышко и зовет на речку или в парк, а тут еще, не пойми зачем, нужно дохаживать в школу. У детей могут развиться психозы. Кроме того, у детей может выработаться стойкая демотивация и отвращение к учебе, которые могут перейти и на следующий год. Эти дни отняты у наших детей от законного отдыха, а заодно и у многих их родителей, у кого по графику на эти дни мог бы быть запланирован отпуск. Этот момент, кстати, тоже нужно было продумать, прежде чем вводить это новшество.