Сирийский марафон. Кого и когда ждать в гости? - Караван
  • $ 530.12
  • 546.08
-7 °C
Алматы
2025 Год
18 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сирийский марафон. Кого и когда ждать в гости?

Сирийский марафон. Кого и когда ждать в гости?

Что-то в последние дни Центрально-Азиатский регион в целом и наша республика в частности удостоились чести быть упомянутыми официальными лицами из ООН, и даже лордами. Причем чем выше градус накала страстей по поводу беженцев из Сирии и стран Ближнего Востока в Европе, тем чаще о нас вспоминают.

  • 25 Сентября 2015
  • 2893
Фото - Caravan.kz

Если лорд нам скажет – надо…

Так, британский лорд Дессаи не ранее, как 16 сентября, предложил Брюсселю в сотрудничестве с ООН разработать и профинансировать план расселения беженцев из Сирии и других ближневосточных государств в Центральной Азии.

“В Центральной Азии имеются малонаселенные страны – Туркмения, Таджикистан, Монголия и так далее. Плотность населения там в сто раз ниже, чем в Европе, – сказал лорд. – Я бы хотел, чтобы ООН в сотрудничестве с этими государствами организовала перемещение как можно большего числа мигрантов и беженцев для расселения в этих странах”. По мнению лорда Дессаи, население Центрально-Азиатского региона благосклонно отнеслось бы к переселенцам, так как тоже исповедует ислам.

Не станем упрекать лорда за его более чем скромные познания, касающиеся вероисповедования жителей вышеупомянутых стран, но для жителей Монголии наверняка было бы большим сюрпризом узнать, что они, оказывается, не буддисты, а… мусульмане! То, что ни одна из этих республик не обладает достаточным экономическим потенциалом для приема иммигрантов, лорда, видимо, нисколько не смущает.

Ну в унисон прямо!

Ну да ладно, это все заморские рецепты. Любопытно, однако, что наш, казахстанский вице-министр здравоохранения и социального развития Биржан НУРЫМБЕТОВ и представитель регионального управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Центральной Азии Бернард ДОЙЛЬ, по большому счету, заявили одно и то же.

Встречаясь с журналистами, вице-министр Нурымбетов заявил следующее: “Касательно беженцев: в Казахстане в 2011 году был принят Закон “О беженцах”, в котором урегулированы вопросы о статусе беженцев, статусе лиц, ищущих убежища. У нас постоянно работает представительство ООН по делам беженцев. Что касается массового притока, то в законодательстве также предусмотрено – будут осуществляться меры… Поэтому по всем правилам, предусмотренным в международном праве, Казахстан, если вдруг потребуется, будет (принимать) определенный поток беженцев, будут предприниматься соответствующие меры по их размещению, по их обеспечению убежищем (…). Но я не думаю, что есть большая вероятность притока”.

Господин Дойль в отличие от вице-министра был не столь прямолинеен. Между тем от его высказываний веет сквознячком лукавства. Он заявил, что не видит угрозы или возможности того, что большое количество беженцев может приехать на территорию Центральной Азии. Но, по его мнению, страны Центральной Азии могут послужить примером для стран Европы в вопросах размещения беженцев.

Лучше бы сразу сказал: возьмите да и разместите мигрантов у себя, чтобы старушка Европа смогла хоть немного отдышаться!

Депутат выразила опасение

Решив узнать, что думают о проблеме беженцев казахстанские законотворцы, мы спросили у депутата мажилиса парламента Ольги ШИШИГИНОЙ, следует ли нам принимать у себя беженцев из Сирии и из стран Ближневосточного региона?

– Я выражаю опасение в том, что вместе с мирными людьми к нам могут просочиться представители террористических и экстремистских групп. Казахстан является одной из наиболее стабильных, благополучных и спокойных стран в регионе. И мне бы очень не хотелось, чтобы у нас возникла какая-нибудь дестабилизация. По моему мнению, мы должны сначала решить все проблемы, возникающие при приеме оралманов.

Что касается беженцев, то даже если среди них не будет никаких террористов, как власти смогут их здесь устроить? Ведь ни казахского, ни русского языка они не знают. А большинство казахстанских работодателей не знают ни арабского, ни английского языка. Вообще, размещение беженцев – это очень серьезная проблема.

Беженцы ищут, где лучше

Доктор исторических наук, профессор КазНУ Мара ГУБАЙДУЛЛИНА говорит, что Казахстан долгое время не имел правовой основы для предоставления кому-либо убежища.

– Жители соседних республик СНГ, которые стремились попасть в Казахстан, и раньше не могли этого добиться, да и сейчас большинство не может.

Насколько мне известно, по вопросу приема беженцев к Казахстану пока никто официально не обращался. Да и сами беженцы вряд ли захотят осесть в нашей стране: они желают жить там, где им предоставляют солидные пособия, жилье и прочие социальные гарантии. Например, в Венгрии, Словакии и Словении они не остаются, а бегут в Германию, Австрию, скандинавские страны.

Конечно, теоретически Казахстан вполне мог бы принять какое-то количество мигрантов: и народа мало, и территория позволяет. Однако у нас нет экономической возможности обеспечить беженцев работой и выплачивать им пособия в таком же размере, как, например, в Германии. А на 30 тысяч тенге они, конечно же, не согласятся. К тому же кто может дать гарантии, что вместе с беженцами не приедут и боевики ИГИЛ? У нас на юге и так немало людей, прибывших из Афганистана, которые и без того создают для республики определенные риски.

Что касается высказываний, вроде если надо – мы готовы принять столько, сколько надо, то я считаю это лишь голословными утверждениями и, возможно, попытками самовыражения.

В заключение хочется спросить: зачем странам Центрально-Азиатского региона решать проблему беженцев? Из чистого гуманизма? Но, согласитесь, это весьма выгодная позиция: сначала кто-то принимает решение развязать войну, сгоняет людей с родных и насиженных мест, а потом спрашивает другого: не возьмешь ли их к себе?

Алматы