Высказывание Аятжана Ахметжанулы опубликовано на портале "Адырна", передает медиа-портал Сaravan.kz.
По мнению Аятжана Ахметжанулы, в нашем обществе бытуют вредные стереотипы о том, что без знания русского языка не получится устроиться на хорошую работу, успешно заниматься бизнесом и даже просто жить в городе. Это привело к тому, что в массовом сознании укоренилось представление о русскоговорящем человеке как об образованном. Многие, как сообщает г-н Ахметжанулы, считают знание русского языка привилегией, а умение писать по-русски — признаком образованности.
Аятжан Ахметжанулы рассказывает, что даже кандасы, которые прибывают в Казахстан из-за рубежа, первым делом учат русский язык, не казахский, а его собственные младшие родственники, которые поступили в вуз, предпочитают писать в социальных сетях также на русском языке, хотя толком им не владеют.
Далее он рассказал о своем опыте общения с людьми, у которых эти установки были особенно сильны. В том числе он приводит в пример свою однокурсницу, которая во время обучения на бакалавриате плохо знала русский язык, но в магистратуре хотела защищать диссертацию на нем, несмотря на то, что училась на казахском отделении. Автор списывает все на желание этих людей выглядеть образованнее и умнее, похвастаться знанием русского языка.
«Я хотел доказать, что можно хорошо жить, получить хорошую работу, вести бизнес, не пользуясь русским языком. Прошло 16 лет с тех пор, как я вернулся на родину, и 12 – с момента, когда я начал работать. Я живу без русского языка, не заполняю и не подписываю документы на нем. Что бы ни случилось, это не изменится», — рассказал Аятжан Ахметжанулы далее.
По его словам, во время работы учителем необходимости в использовании русского языка не было. Но когда он открыл учебный центр, многие предлагали ему открыть русскоязычную группу и давать рекламу на русском языке, считая, что без этого бизнес успешным не станет.
«Нет, если я не смогу развиваться без русского языка, значит – не буду развиваться совсем. Я твердо верю, что можно обойтись без русского языка. Уже 7 лет мы работаем так, в том числе 2 года в Петропавловске. Мы открыли лицей в Костанае, и там также соблюдается этот принцип. Мы продолжим работать так в любом северном регионе.
У нашего центра есть филиалы в 12 регионах, у нас 300 сотрудников. Мы издали более 300 учебных пособий, выпускаем 3000-4000 учеников в год. Сложностей не испытываем. Разве что у многих учреждений, которые хотели сотрудничать с нами, не было образцов договора на казахском языке, им пришлось нанимать переводчиков, потому что я отказывался подписывать вариант на русском языке.
Сейчас, когда я руковожу государственной школой, я получаю много документов на русском языке. В таких случаях пишу письмо или звоню и прошу прислать казахскую версию, потому что русскую не стану заполнять. Вежливо говорю: "Пожалуйста, пришлите версию на государственном языке". Никто не имеет права отказаться, так что они готовят и присылают нужный вариант», — делится опытом Аятжан Ахметжанулы.
Он рассказал, как однажды к нему пришел человек, который настолько поразился желанию Аятжана говорить только по-казахски, что вышел в приемную и уточнил у секретаря, правда ли его руководитель не говорит по-русски.
«В Казахстане мы должны создать такое положение дел, когда без знания казахского языка нельзя будет устроиться на государственную службу, не получится успешно вести бизнес. Только тогда казахский язык будет развиваться», — заключает он.
Напомним, ранее академик Марат Токашбаев поделился своим взглядом на то, как можно повысить статус казахского языка.