Как работает рынок электроэнергии в стране сегодня: генерирующие компании – ГЭС, ТЭЦ и ГРЭС – продают выработанную энергию на оптовом рынке крупным потребителям или региональным электросетевым компаниям (РЭСы). На розничном рынке уже РЭСы распределяют энергию более мелким потребителям. Всем этим хозяйством руководит АО KEGOC – системный оператор, который передает энергию между регионами, проводит диспетчеризацию и балансирование системы.
То есть оптовый энергорынок в стране у нас сложился, а вот розничный сложиться не смог. В результате тарифы на электроэнергию по всей стране у нас разные. Так, самый большой розничный тариф на свет оказался в Костанае – 16,61 тенге и Алматы – 15,39 тенге за киловатт-час. Самый низкий в Актау – 3,11 тенге и Атырау – 5,67 тенге за киловатт-час. Такой разброс сложился по разным причинам, но в основном на севере страны цена за электроэнергию ниже – здесь больше мощностей по производству электроэнергии, на юге – дороже.
Главная идея законопроекта, предложенного мажилису, – сгладить цены на электроэнергию. Для этого в структуре KEGOC уже создано новое подразделение – расчетный финансовый центр (РФЦ). Предполагается, что РФЦ будет централизованно закупать всю электроэнергию в стране и продавать ее потребителям по единой усредненной цене независимо от региона.
Одновременно на оптовый тариф будут накладываться две надбавки: 17 процентов на создание резервов на случаи пиковой загрузки и 1 процент – на услуги самой РФЦ. В эту ценовую формулу добавят еще и возврат приоритетных инвестиций на новые мощности. Например, на внедрение новых или возобновляемых источников энергии. За счет этого, по идее, энергосистема страны должна выйти из хронического застоя и начать обновление мощностей. Пока же действующего тарифа хватает только на небольшое обновление и текущий ремонт станций. Между тем износ существующих электростанций остается высоким – около 60 процентов.
Кто пострадает от нововведения? Все потребители, которые получали энергию по цене ниже средней. Прежде всего это крупные компании, которые сегодня закупали энергию на оптовом рынке непосредственно на ГЭС и ГРЭС. Для них вдруг возникает посредник, который делает цену почти в два раза дороже.
Еще больше пострадают особо крупные предприятия, добывающие минеральное сырье, которые владеют собственными электростанциями, но используют для передачи энергии не свои сети, а линии KEGOC. Сегодня они могут держать тарифы на энергию в разы ниже, чем на рынке, за счет их основная продукция получается несколько ниже, чем у конкурентов. Для них тарифы могут вырасти в 3, а то и в 4 раза. А это делает их продукцию слишком дорогой.
Также пострадают жители и предприятия северных и западных регионов страны: Караганды, Атырау, Актау, Семея, Астаны, Актобе, Павлодара, где тарифы явно ниже среднего по стране уровня.
В выгоде же будут южные регионы, где цена на энергию всегда была выше: Алматы, Талдыкорган, Тараз.
Однако уже с 2017 года министерство финансов намерено ввести налог с продаж. Каким он будет и как отразится на рынке электроэнергии – пока неизвестно. Но то, что рынок будет меняться, – очевидно.