Редакция рассказывает, почему это не так и каким правилам на самом деле подчинялось кочевье казахов.
Каждому — свое
Казахи кочевали всеми известными способами, что определялось разнообразием условий на огромной территории. У жителей Семиречья и Центрального Казахстана были исключительно практические причины для того, чторбы кочевать по-разному.
Места кочевий для каждого жуза, рода и аула были четко определены и закреплены. Такая схема позволяла избежать многих проблем, в частности столкновений из-за корма и водопоев для скота. Благодаря тщательно выстроенным маршрутам стада не смешивались, а пастбища не истощались, что помогало сохранять главное богатство степняка — скот.
Земли для кочевки обсуждались на собраниях старейшин и нередко становились поводом для конфликтов, но большинство казахов с детства ходило по дорогам своих предков, не посягая на чужие угодья.
Сезонные пастбища были четырех видов: жайляу — летние, кузеу — осенние, кыстау — зимние и коктеу — весенние. Маршруты между ними выстраивались, как правило, с юга на север и с севера на юг, а в горных регионах снизу вверх и обратно, и имели протяженность от 40 до 1200 километров в одну сторону.
В богатых осадками, а значит, и растениями районах не было необходимости уезжать далеко. В степи же овец и лошадей, а значит, и их хозяев, как в поговорке, кормили ноги. Именно в таких местах достаточно было пройти 50 километров, а скот зимой забивали не так массово и отправляли пастись в поймы рек, богатые кормом даже в зимнее время.
По оси север-юг кочевали жители степных районов, и от зимовья до летовки они могли преодолевать огромные расстояния. Выехав с кыстау, аул останавливался на несколько дней только там, где хватало корма и воды. Если земли были скудными, стоянка занимала максимум пару дней. Если на месте остановки хватало корма, аул мог стоять здесь целую неделю.
На одном месте
Второй миф заключается в том, что у казахов якобы не было стационарных жилищ и они круглый год жили в юртах.
Этих жителей называли жатаками, и обычно ими становились представители самых бедных слоев населения. Чаще всего у жатаков просто не было нужного для кочевки количества скота, поэтому они были вынуждены работать на бая, которому принадлежала зимовка. У источников пресной воды они сажали культурные растения, которые не требовали большого количества усилий для выращивания.
Например, широко известно урочище Жидебай, где родился и жил Абай Кунанбаев. Зимовье появилось здесь в середине XIX века благодаря султану Кунанбаю Оскенбайулы. Абай построил здесь медресе в 1880 году и провел в Жидебае последние 10 лет жизни. Именно в те годы появились самые крупные его произведения, в том числе "Слова назидания". Дом Абая в Жидебае был разрушен, но позже реконструирован.
Жить отдельно
Еще один важный момент, который помогал казахам жить в гармонии с природой, не истощая ее ресурсы, — своевременное разделение аулов. Сыновья кочевали с отцом, пока людей и их скота не становилось слишком много. Так, например, считалось, что в ауле должно быть не больше 1000 овец, иначе за ними становилось трудно ухаживать. Дети не должны были находиться с родителями рядом всю их жизнь, зачастую со стариками оставался только один сын со своей семьей.
По достижении же порогового значения один из сыновей отделялся вместе со своими юртами, скотом и людьми, которые помогали ему поддерживать хозяйство. После этого на совете старейшин новому аулу выделялись угодья для кочевки. Процедура повторялась по мере необходимости.