В России работающим пенсионерам с 1 августа ввели прибавку к зарплате: что происходит в Казахстане - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В России работающим пенсионерам с 1 августа ввели прибавку к зарплате: что происходит в Казахстане

В России работающим пенсионерам с 1 августа ввели прибавку к зарплате: что происходит в Казахстане

В России работающим пенсионерам с 1 августа ввели прибавку к зарплате. До смешного малую – в тенге это около 3 тысяч. Но хоть что-то. В Казахстане пенсионеры зубами держатся за свое рабочее место без каких-либо доплат.

  • 12 Августа 2022
  • 1129
Фото - Caravan.kz

Потому что трудно прожить на пенсион от государства. А денег у него в последние годы всё меньше. В том числе и тех, что люди накопили в Государственном пенсионном фонде.

В Казахстане придумали, как поддержать “старых коней, которые борозды не портят”.

Госпроект “Серебряный возраст” предлагает гражданам трудоустройство через центры занятости. Именно тем, которым до пенсии осталось 2 года, но рабочее место в силу разных причин они или потеряли, или могут потерять.

Формула такая: государство субсидирует работодателю 50 процентов оклада ветерана (но не более 30 МРП). Человек усердно доказывает начальнику, что он еще ого-го какой трудяга! Но только 12 месяцев. После этого “участнику проекта предоставляется постоянное рабочее место до выхода на пенсию”. Если добрый работодатель, конечно, посчитает, что этот “конь” и “борозду не портит”, и “пашет глубоко”.

Люди и деньги

В Караганде, где этот проект запускали в пилотном режиме, была возможность привлечь сразу более 500 человек. Но этим шансом воспользовались чуть более полусотни. Потому что не было полноценной рекламно-пропагандистской кампании. Да и работодатели отнеслись равнодушно. В Алматы и других городах программа тоже заработала. По словам главы отдела центра занятости южной столицы Адилета ЖАНАБАЕВА, вакансий было более 3 000. Сколько заполнено – данных нет. Проект будет действовать до 2025 года. А дальше?

Зашел на сайт электронной биржи труда. Там красиво подано: “Объединяем людей – создаем контакты”. Все города перечислены. А где, собственно, контакты? Жму на кнопку “здесь”. А там ничего не высвечивается. Совсем ничего.

Справка “КАРАВАНА”

По данным Нацбюро по статистике, численность безработных среди лиц предпенсионного возраста в прошлом году составила более 60 тысяч человек. Это 13 процентов от всех безработных, зарегистрированных в республике.

Когда в феврале обсуждали проект “Серебряный возраст”, эксперт Института экономических исследований Дина БЕКТЛЕЕВА заявила, что “дискриминация на рынке труда означает неодинаковое отношение к равнопродуктивным работникам лишь на основании того, что они относятся к разным социально-демографическим группам… Возрастная дискриминация является объектом государственного вмешательства”.

Мы копим, а “нестабильность” крадет

В мае в Закон “О республиканском бюджете на 2022–2024 годы” внесли поправки. “С учетом пересмотра коридора инфляции размеры солидарных, базовых пенсий и социальных выплат из госбюджета проиндексированы на 4 % в связи с изменением величины прожиточного минимума”.

А неделю назад читаю: “Доходность пенсионных активов в ЕНПФ по итогам семи месяцев 2022 года выросла до 3,71 процента. При этом уровень инфляции за этот же период составил 11,7 процента. Реальная доходность активов ЕНПФ с начала года – минус 7,99 процента”. В Нацбанке пояснили, что “причиной отрицательного инвестиционного дохода стало снижение рыночной стоимости по большинству финансовых инструментов, связанное с нестабильностью на финансовых рынках”.

То есть Государственный пенсионный фонд не знает, куда вкладывать “гробовые” накопления казахстанцев? А если вкладывает, то не туда? Ну да, виновата “нестабильность на финансовых рынках”.

Сейчас будет немного скучно. Потерпите, пожалуйста.

Есть цифры. А где факты?

По поручению Президента ТОКАЕВА, правительство утвердило программу повышения доходов населения до 2025 года. По итогам I полугодия, зарплаты увеличились у 850 тысяч работников бюджетной сферы, 240 тысяч производственного персонала квазигосударственного сектора и 1,2 миллиона работников бизнес-структур. Также проиндексированы социальные выплаты.

Тут возникают 2 вопроса: насколько зарплаты выросли на самом деле? И насколько они догнали инфляцию? Нет ответа.

А еще в рамках реализации инвестпроектов к 2025 году правительство планирует создать более 2 миллионов новых рабочих мест. Из них до конца этого года – 444 тысячи.

Сколько из них будет постоянных? И где эти предприятия, на которых граждане начнут трудиться? В документе указано, “что создан пул из 847 инвестиционных проектов до 2025 года”. В открытом доступе я нашел чуть больше 180 – в разных регионах и разной специфики. Очевидно, это те, в которые будет инвестировать только государство. Остальные, видимо, будут созданы на условиях государственно-частного партнерства? Нет ответа.

Да, а где те предприятия, которые были прописаны в прежних программах и должны были быть введены в эксплуатацию 2–3 года назад?

Справка “КАРАВАНА”

В июне вице-премьер Ералы ТУГЖАНОВ признался, что в прошлом году при плане 42 тысячи новых рабочих мест было создано менее 10 тысяч.Тогда же Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета сообщил, что сумма неэффективно использованных средств, выделенных на решение социально-экономических проблем в 2021 году, составила 413 миллиардов тенге.

Отсюда вопрос: кого начнут принимать на работу новые предприятия – свежеиспеченных специалистов с высшим образованием? Опытных граждан предпенсионного возраста со стажем и опытом? Безработных, прошедших курсы переобучения? В открытом доступе такой информации нет.

В раю деньги не понадобятся

По прогнозам ООН, население Казахстана к 2050 году превысит 25 миллионов. К этому времени доля пожилых людей увеличится почти в 2 раза – до 5 миллионов. По мнению экспертов, повышение пенсионного возраста для мужчин в стране – это уже вопрос года или двух. По словам финансового аналитика Сергея ВАЛЛЯ, “10–12 миллионов работающих против 5 миллионов пенсионеров – для нас страшная цифра. Да, сейчас установленные рамки пенсионного возраста соответствуют мировой практике и стандартам, но эти стандарты не соответствуют нашим реалиям”.

– Сергей Владимирович, каким именно?

– В Европе старение населения идет стремительнее, чем в Казахстане. У нас рождаемость выше, чем на Западе. Там за счет повышения пенсионного возраста пытаются как-то снизить накал социальных проблем. Хотя и средств для этого всё меньше – разные кризисы, спровоцированные в том числе и войной в Украине, продовольственная проблема. А сейчас еще и энергетическая. У нас ситуация другая. С одной стороны, не знаем, куда пристроить выпускников вузов, которых выпускают по 250–300 тысяч каждый год. С другой – куда девать почти полмиллиона предпенсионников? В западных странах куча компаний и предприятий, которые закрываются из-за кризисной ситуации, спровоцированной санкциями против России. Сколько у нас открылось за последние 2–3 года в рамках госпрограмм?

– Судя по официальным…

– А вы не судите по этим данным. Надо просто смотреть налоговую отчетность по регионам. Это даже не таблица умножения.

– В начале года депутат сената Дана НУРЖИГИТ сказала, что рождаемость в стране выросла на 11 процентов, но чиновники это не учитывают, поэтому для молодого поколения не будет рабочих мест.

– А кто мешает работать с инвесторами, которые могут строить новые предприятия? Те же россияне готовы. Деньги в стране есть. Надо просто грамотно ими распоряжаться. И не воровать. Ну и правильно распоряжаться средствами фонда будущих поколений.

– Пару лет назад Президент Токаев распорядился ограничить аппетиты бастыков – не покупать дорогую мебель для офисов, престижные иномарки, прочие дорогие игрушки.

– А они всё равно это делали. И кого наказали? А ведь на эти средства могли поднять пенсии ветеранам труда. Это неправда, что для снижения пенсионного возраста для женщин в бюджете денег нет. Они есть. Просто ими неграмотно распоряжаются. Проблема в том, что у нас чиновников не наказывают за эти “ошибки”. Чем больше денег вращается в экономике, тем она живее. 

– Но пенсионеры – граждане прижимистые. На свои похороны копят.

– Пусть копят. Деньги ни в раю, ни в аду им не понадобятся. Только в этой жизни. Поэтому, если честно, я – за повышение пенсионного возраста женщин. Потому что не все из них могут накопить какую-то сумму на достойную старость. Да, беременность, уход за ребенком, ну и сопутствующие стрессы. Но это уже из области психологии, а это не моя сфера.

Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ